САМОЛЮБИЕ

« Назад

САМОЛЮБИЕ  06.11.2017 20:08

САМОЛЮБИЕ – исходное значение первого древнего корня этого сложного слова *sem- определяется этимологами весьма противоречиво:«один; как один; вместе с». В средневековом латинском языке есть производное от этого корня прилагательное similis «такой же, похожий» (сравните с однокоренными словами симулянт или симулятор), восходящее к более древнему латинскому semol «вместе». В русском языке к этому корню восходит часто употребляемое слово сам «один». Все дело здесь в кажущейся самостоятельности человека: каждый, кому кажется, что он сам так решил; что он один идет по самостоятельно избранному пути, ошибается. Все мы похожи друг на друга. Прилагательное похожий (лат. similis) происходит от глагола ходить с приставкой по- «последование, подобие», имеет прямое отношение к осмыслению самолюбия. Корнесловно русское сам «один» и английское same «такой же» восходят к единому первообразу «своевольный человек, поступающий подобно своим предшественникам». Сотворенный по образу и подобию Бога, человек призван поступать не по-своему, а по-Божески, то есть уподобляться не себе самому, а триипостасному нераздельному Богу: Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Как отцы и матери мы призваны руководствоваться в своем поведении не самолюбием, а любовью к своим сыновьям, дочерям и к Истине (Святой Дух – это дух Истины). Как сыновья и дочери мы призваны действовать не самолюбиво, а по воле своих отцов, матерей и в соответствии с духом истины. Как духовные люди мы призваны руководствоваться в жизни не самолюбивыми устремлениями к первенству, а любовью к своему Отечеству и всем его сыновьям и дочерям. Самолюбие, напротив, требует от человека быть «таким, как все», жить «не хуже других» и поступать так, «как все делают». Самолюбивые люди, как правило, сомневаются в возможности быть святым, считают всех других эгоистами и своими соперниками в борьбе за самоутверждение в этом мире. Корнесловно, самолюбие – это противоположность Боголюбию. Современная мода на противопоставление самолюбия себялюбию, которое, яко бы, в корне отлично от самолюбия, представляет собой плод суемудрого лукавства самолюбивых себялюбцев. В Евангелии Христос утверждает первенство Боголюбия над самолюбием как главную заповедь для человечества: «А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея, 22: 34-40). Подобие – это не равенство, а всегда последование, похожесть, то есть послушное следование по уже проложенному пути. Обратив свое сердце, душу и резумение к Источнику любви Богу, человек исполняется любовью и становится богоподобным. Без исполнения первой заповеди исполнять вторую – любить себя и других людей в истинном смысле этого слова – невозможно. Самолюбивые люди, оправдывая свое самодовольство любовью к ближнему, как к самому себе, незаметно для себя приходят в состояние ненависти к Отцу, и Сыну, и Святому Духу: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (От Иоанна, 15: 17-27).

См. истина, любовь, ненависть.