СЕМЬ

« Назад

СЕМЬ  16.10.2020 09:07

СЕМЬ – происходит от тех же древних корней, что и СЕНТЯБРЬ «седьмой месяц» (по латинскому календарю, в котором первым был месяц март, посвященный Марсу). В этимологических словарях нет сведений или предположений о происхождении этого слова. По-моему, оно восходит к трем древним корням: 1) *seh- «насаждать в почву» - тот же корень, что и в русских словах СЕЯТЬ, СЕМЯ; в латинском имени греческого божества земледелия Кроноса – Сатурна; 2) *deh- «раздваивать, делить (надвое)» - тот же корень, что и в русских ДЕЛИТЬ, ДВА; 3) *men- «действовать силой духа» - тот же, что и в словах МНИТЬ, МЕНТАЛЬНЫЙ, МЫСЛЬ. Сочетание трех древних корней порождает представление о СЕМИ (ранее СЕДЬМИ) как о духовной сути и силе, посеянной в земную почву после ее раскрытия (вспахивания) силой мысли. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Книга Бытия, 2:2-6). В Ветхом Завете со святым словом СЕДЬМОЙ, СЕДМИЦА связана Божья Заповедь о посеве и жатве, то есть о земледелии, суть которого скрыта в древних корнях*seh- «сеять в почву», *deh- «раздваивать, делить (пахать)», *men- «устремлять свой дух, (по)мнить»: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года» (Книга Исхода, 34:21-22). В СЕДМИЦЕ дух обретает покой после делания. Пребывая в покое в нынешний Седьмой День творения, (почить и покой – однокоренные слова), Бог велит возделывать землю воплощенному в этот День человеку, который лишил себя покоя, познав зло грехопадения: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Книга Бытия, 3:17-23). Практический смысл Заповеди освящения седьмого дня, данной в Ветхом Завете Моисею, Бог объяснил в Новом Завете в виде евангельской притчи о добром семени и плевелах. Господь посеял добрые семена жизни в Шестой день Творения, чтобы они проросли и начали приносить плоды в Седьмой день, а враг человека разбросал среди воплощенных добрых посевов этого дня семена лжи и познания зла - плевелы. Запрет ангелам выпалывать плевелы, то есть возделывать землю, отделяя зерна от плевел в СЕДЬМОЙ день до Второго пришествия Божия, связан с желанием Отца Небесного защитить каждый колосок доброй пшеницы от случайного выпалывания. Вырывая с поля живого человеческого сердца плевелы зла можно ненароком и добрые всходы погубить: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (От Матфея, 13:24-30).

См. жать, сеять, число.