СКАНДАЛ

« Назад

СКАНДАЛ  05.05.2018 22:20

СКАНДАЛ – от древнего корня *skand- «спотыкаться». От этого же корня происходит глагол сканировать – буквально, «цепляться взглядом за точки преткновения». К этому же корню восходит санскритское स्कन्दति /skandati/ «споткнуться и упасть». Оскандалиться корнесловно означает «преткнуться о препятствие и упасть на глазах у всех»; «упасть в чьих-либо глазах». В латыни библейский Камень преткновения называется petra scandali /петра скандали/. О скандале как о гибельном для душ преткновении на жизненном пути предупреждает ветхозаветный пророк Исайя: «Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Книга пророка Исайи, 8:13-15). В греческом тексте Евангелия слово скандал под влиянием ветхозаветного выражения «камень преткновения и скала соблазна» употребляется в значении «соблазн»: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились (в греческом исходном тексте μὴ (ми – «не») σκανδαλισθῆτε (/скандалистите/– «оскандалились, соблазнились») (От Иоанна, 15:26-16:1). Скандал в современном мире является обыденным событием как в общественной, политической, так и в личной семейной жизни. К скандалам привыкли. Их даже ищут и устраивают в качестве развлечений и способа «выпустить пар», «снять напряжение». Забыли, что скандал – это, прежде всего отпадение человека от Бога вследствие преткновения – столкновения со Словом, Заповедью Божией. Не веруя, или сомневаясь в том, что ему предстоит встретиться с Господом Иисусом Христом, человек может войти в преткновение с Ним и, как следствие, упасть и окончательно погубить свою душу. Ведь Бог поругаем не бывает, и Слово Его незыблемо и непререкаемо. Сам Спаситель предупреждает нас об этом в евангельской притче о злых виноградарях. В этой притче хозяин и устроитель виноградника – Отец Небесный, сын хозяина, посланный, чтобы усовестить злых виноградарей – сам Иисус Христос, виноградари – люди, «по праву» присваивающие себе все природные и духовные богатства. Убивая сына господина виноградника, они надеялись сами стать наследниками – со скандалом захватить власть над всем внешним и внутренним миром Земли: «И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (От Луки, 20:15-18). Чуть не преткнулись о Камень своими сомнениями даже верные крещеные водою последователи Иоанна Предтечи. Столкнувшись с необъяснимым и невероятным действием в их стране живого Слова Божия, они пришли ко Христу, прося у Него дополнительных доказательств Божественной природы: «Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! (в греческом оригинале μὴ σκανδαλισθῇ ἐν ἐμοί /ми скандалисти эн ими/ «не оскандалится во Мне»)» (От Иоанна,7:20-23). Во время падения того, кто преткнулся о Камень Веры (оскандалился), из души падшего выплескивается благодать жизни. Опустошается душа, лишается животворящего Духа Истины, мертвеет. Поскольку свято место пусто не бывает, опустошенная скандалом душа сразу же становится вместилищем всех нечистот духовного врага человечества – мерзостью запустения на святом месте: «и тогда соблазнятся (σκανδαλισθήσονται/скандалистисонте/ «оскандалятся») многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (От Матфея, 24:10-16). Святой Максим Исповедник (580-622), разъясняя текст Евангелия от Матфея, помогает читающим разуметь: «Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного». Пустоту, скверну и запустение, которые неизбежно возникают в душах после скандала, некоторые люди принимают за душевное облегчение, «снятие напряжения» - за нормальное самочувствие. Состояние «после скандала» становится для скандалистов суррогатом (фальшивой подменой) блаженства, пребывания в покое и умиротворения – как водка для алкоголиков, или опиум для наркоманов. Скандал в современном обществе превратился в законный способ решения проблем, достижения людьми своих целей и регулирования взаимоотношений. На то, что оправдание скандала человеческими законами не спасает от гибели души, указывает в своем послании Римлянам апостол Павел. Спасти свои души и остаться в живых могут только те из нас, кто удержит себя от столкновения со Христом (от противоречия Слову Божию) - кто не оскандалится перед Богом: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна (в греческом оригинале πέτραν σκανδάλου /петран скандалу/ «камень скандала»); но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Апостола Павла послание Римлянам, 9: 31-33).

См. камень, соблазн, ткнуть.