СОБЛАЗН

« Назад

СОБЛАЗН  18.10.2019 14:30

СОБЛАЗН – согласно данным современной научной этимологии, восходит к основному древнему корню *bʰleh₂- «сновать туда-обратно», и далее к производному от этого образа корню *bhlag- «бить». К этому корню восходят латинские flāgitō /флагито/ «бить бичом», flagrum «бич». Соблазненный человек, подобно петушку из древней сказки о петухе и лисе, в ответ на призыв лукавой искусительницы «выгляни в окошко, дам тебе горошка» легко выскакивает из себя и оказывается жертвой соблазна. Придя в себя, то есть отрезвев после соблазна люди начинают каяться, зарекаться, заниматься самобичеванием и давать слово больше не «ходить налево» и не «терять голову». Представление о СОБЛАЗНЕ как об искушении, в котором человек забывается и временно теряет себя, устойчиво связано в истории русской культуры с древнегреческим словом σκάνδαλον /скандалон/ «скандал». Соблазнительный СКАНДАЛ происходит от древнего корня *skand- «спотыкаться, прыгать, скакать», от которого произошли еще такие слова, как санскритское स्कुन्दते /skundate/ «прыгать, поднимать»; латинское scandere «восходить; достигать; размеренно читать». Родственным с латинским scandere является современный термин СКАНДИРОВАТЬ «размеренно повторять, достигая состояния «вне себя» (постепенно восходя в транс)». Корнесловно состояние СОБЛАЗНА, подобно скандальному состоянию, представляет собой не просто «временный выход из себя», а именно «выпрыгивание из штанов». Временное «впадение в соблазн» и потеря себя происходит под воздействием сильных эмоций, будь то восторг, гнев, вожделение, страх или какая-либо иная сильная страсть. Кстати, термин ЭМОЦИЯ образован от латинского ex «из, вне» (из древнего *eghs «вне») + movēre «двигать» (из древнего *mew- «уводить, похищать», того же, что и в славянском МАВКА «душа, похищенная нечистой силой»). Получается, что в СОБЛАЗНЕ эмоции выдвигают, то есть буквально выводят людей из себя. Во всех славянских текстах Евангелия, в том числе и в переводе на современный русский язык, слово СОБЛАЗН является переводом древнегреческого σκάνδαλον/скандалон/ «соблазн, искушение». Например: «Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (σκανδαλισθῇ ἐν ἐμοί /скандалисзен ин имэ/)! (От Луки, 7:20-23). Важно заметить, что «ин имэ» буквально переводится как «ВО Мне». Что же это значит: «соблазниться (буквально «оскандалиться») во Христе»? – В Евангелии от Иоанна есть объяснение пребывания людей во Христе, то есть «ин имэ – ВО Мне», данное Самим Христом: «Пребудьте во Мне (ἐν ἐμοί /ин имэ/), и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (ἐν ἐμοί /ин имэ/). Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне (ἐν ἐμοί /ин имэ/), и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне (ἐν ἐμοί /ин имэ/), извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне (ἐν ἐμοί /ин имэ/) и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (От Иоанна, 15:4-8). Далее Христос поясняет, что даже пребывающие в Нем как в Слове Божьем ученики-апостолы, чтобы не соблазняться, должны не просто любить других людей, как себя самих, но постоянно пребывать в Его любви и соблюдать Заповеди: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (От Иоанна, 15:9 -10). Попросту говоря, даже взаимная любовь и радость, приносимая любящими людьми друг другу, чревата соблазнами, если любящие не пребывают во Христе и не соблюдают Его Заповеди. Соблазненный человек выходит из любви во Христе и из области Слова Божьего. Этим он сам превращает свою любовь и радость в порочную привязанность к искусителям и их соблазнам. Внутренняя потеря себя во Христе делает даже самого верного христианина легкой добычей в ловушках и сетях лукавого. Что делает животное, чья лапа попалась в стальной капкан? – Гибнет, или отгрызает себе лапу, чтобы освободиться. То же подобает делать и впавшему в соблазн человеку: «Если же правый глаз твой соблазняет (σκανδαλίζει /скандализи/) тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело σῶμά твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет (σκανδαλίζει /скандализи/) тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело σῶμά твое было ввержено в геенну» (От Матфея 5:28-30). В отличие от иных видов ссор, распрей и раздоров, СОБЛАЗН всегда бывает связан с вожделениями плоти, или, точнее, с победой телесных влечений и связей над душой и духом человека. Чтобы выкупить человечество из плена плотских соблазнов, Христос взошел на Крест, добровольно принес в жертву свою человеческую плоть и дал нам насущный хлеб жизни: воплощаемую в Таинстве евхаристического пресуществления хлеба и вина Плоть Свою: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть (σάρξ/саркс/) Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть σάρκα (/сарка/) Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти (σάρκα) Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть (σάρκα) и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть (σάρξ) Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть (σάρκα) и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне (ἐν ἐμοί /ин имэ/), и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет (σκανδαλίζει /скандализи/) вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть (σὰρξ) не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». (От Иоанна, 6:51-63). Сомнения в том, что в пресуществляемых в ходе литургии хлебе и вине присутствует Плоть и Кровь Христова, порождают множество СОБЛАЗНОВ. Суть их даже не в разделении христианской Церкви на православных, католиков и протестантов. Видя в пастырях, приносящих в алтаре бескровную Жертву в память о Христе, только недостойных греховодников, многие люди соблазняются и губят себя. Впавшие в соблазн люди забывают Слово Божие о прощении и оставлении грехов всем, с верою и благоговением приходящим в храм. Ими отбрасывается и Заповедь, данная на Тайной Вечери: «Сие творите в Мое воспоминание» (От Луки, 23:19). В Таинстве рукоположения во иереи каждый священнослужитель, несмотря на свою человеческую греховность и недостоинство, получает от Христа Дар Духа Святаго и право совершать Таинство во время Литургии. Право это передается из поколения в поколение от Апостолов, которых Христос лично научил преодолевать все соблазны силой посылаемого Сыном от Отца Духа истины: «Ненавидящий (в оригинале μισῶν /мисон/ - от μῖσος /мисос/ «ненависть», от древнего корня*mēwdʰ- «осуждать под воздействием эмоций» - тут тоже идет речь о об осуждающих Бога жертвах соблазнов) Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились (μὴ σκανδαλισθῆτε /ме скандалисцете/)» (От Иоанна, 15:23-27; 16:1).

См. плоть, скандал, тучный.