СОСТРАДАНИЕ

« Назад

СОСТРАДАНИЕ  31.05.2021 21:17

СОСТРАДАНИЕ – словообразовательная «калька» с древнегреческого συμπάθεια /симпатия/. Состоит из приставочной части со-/сим- и основы -страдание/-патия. Приставочная часть русского слова восходит к древнему корню *sъ- «вместе». В греческой приставке сим- древний корень сохранился в более полной форме. Ученые-этимологи восстановили его в виде*som-/*sem- «тот же самый, тождественный». Также высказывают обоснованное мнение о ветвенном родстве приставки со-/сим- со словами, произошедшими от корня *ḱóm-/kon- «сочетание», такими как «коммуна», «комбинация», «концерт», «конференция». Заимствованное из греческого современное русское слово СИМПАТИЯ воспринимается в сейчас скорее как «сопереживание, сочувствие», чем «сострадание», хотя в современных словарях «сострадание» называют синонимом «симпатии». Основа СТРАДАНИЕ – та же, что и в сельскохозяйственном термине СТРАДА «пора трудной работы, связанной с посевом или уборкой урожая». Оба эти слова состоят из приставочной части съ- «вместе» и основы -трад-, которая восходит к переплетению двух древних корней: *der(h)- «тянуть, отрывать» и *trewd- «напряжение сил, порыв». От корня *der(h)- происходят еще такие русские слова. как ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. К корню *trewd- ученые относят слова ТРУД, УТРУЖДАТЬ. Сочетание образов «тянуть» и «напрягать силы» порождает единое представление о СТРАДАНИИ как о напряжении сил в попытке вытянуть на своих плечах тяжелую ношу: «рвать жилы». К этому представлению восходит и древнегреческое слово στρῆνος /стренос/ «сила», и английские strong /стронг/ «сильный», strain /стрэйн/ «напряжение»; русское «струна». Эти слова буквально означают «сочетание напряженных сил». Повторное присоединение к СТРАДАНИЮ приставки СО-, по-моему, несет в себе представление о действенном единении сочувствующего и сопереживающего со страждущим: взять на себя часть непосильной ноши другого человека, чьи жилы вот-вот порвутся от чрезмерного напряжения. Возвращаясь к исходному для русского слова-кальки СОСТРАДАНИЕ древнегреческому слову συμπάθεια /симпатия/, обратим внимание на основу πάθεια. Она образована от слова ПАФОС (πᾰ́θος), в древности означавшего «боль, страдание, смерть». Это отглагольное имя существительное, в свою очередь, образовано от глагола πᾰ́σχω /пасхо/ «я чувствую, теплю боль». Этимологи восстановили древний корень этого слова в виде *kʷendʰ- «страдать, терпеть боль». Современное понимание слова ПАФОС как «Воодушевление, подъём, энтузиазм» (Толковый словарь Ожегова) вторично, оторвано от древних корней и исходного образа и, следовательно, существенно отдалено от живой сути пафоса, симпатии и СОСТРАДАНИЯ. Исходно и по сути настоящая СИМПАТИЯ-СОСТРАДАНИЕ всегда представляет собой именно «деятельное напряженное соболезнование и сотрудничество». Неслучайно, к примеру, настоящих поэтов и художников называют людьми без кожи. Эти люди воспринимают чужую боль и страдания настолько глубоко, что не могут терпеть и, в творческих муках, выражают эту боль и страдание, чтобы своими произведениями призвать на помощь страждущим всех сочувствующих. Как учитель русского языка и литературы с большим стажем я глубоко уверен в том, что каждое настоящее «вечное» произведение мировой художественной литературы и искусства – это всегда плод СОСТРАДАНИЯ автора своим героям, точнее, тем живым существам и событиям, которые этих героев породили. Истинная художественная литература, как и живая исповедь, и проповедь – это всегда СОСТРАДАНИЕ, то есть действенный напряженный призыв к помощи тем, кто терпит величайшие муки, напрягая последние силы в борьбе за жизнь. Величайшим образцом действенного живого сострадания всем нам стал Иисус Христос, воплотившийся как живущее в человеке Слово Божие: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать (συμπαθῆσαι /симпатесэ/) нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Апостола Павла послание к Евреям, 4:12-16). Предполагая единомыслие и любовь к страждущему, истинное СОСТРАДАНИЕ чуждо зла, потому что зло порождает ненависть и антипатию, разрушая единство и убивая любовь: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны (συμπαθεῖς /симпатис/), братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли)» (Апостола Петра первое послание, 3:8-12).

См. любовь, труд, чувство