СОВЕСТЬ

« Назад

СОВЕСТЬ  04.04.2017 19:57

СОВЕСТЬ – В евангельских текстах на славянорусском языке этим словом переводится древнегреческое συν­είδος (синэйдос), состоящее из приставочного корня συν- (син-) «вместе» и основного  είδος (эйдос) «вид, образ»: «совместное видение, соображение»: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть (συν­είδησιν - синэйдисин) нашу от мертвых дел (νεκρῶν ἔργων – некрон эргон), для служения Богу живому и истинному!» (Апостола Павла послание к евреям, 9:14-15). Совесть противопоставлена плоти как совместное  видение духовной сути (ведение) внешнему поверхностному взгляду на вещи. Смертию смерть поправ, Христос омыл и очистил человеческую совесть своей кровью. Став чистой во Христе, наша совесть прозрела для видения вещей вместе с Богом: Боговедения и Богомыслия: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея, 5:8). Очищение совести, согласно Священному писанию, происходит внутри сердца силой животворящего Слова Божия. Подобно огню, согревающему и очищающему воду, Слово Божие согревает и очищает сердечный сосуд человека, соделывая его источником живой истины: «Водá глубокá слóво в сéрдцы мýжа (λόγος ἐν καρδίᾳ: Логос – «слово», в греческом евангелии одно из имен Христа; «эн кардиа» - в сердце), рѣкá же изскáчущи (речь, проистекающая из сердца) и истóчник жи́зни». (Книга притчей Соломоновых, 18:4). Подобно разуму и дару речи, дар совести дан Богом  всем людям независимо от их вероисповедания. Поступая по совести, то есть по Божьей воле, человек исполняет Закон Божий: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Апостола Павла послание Римлянам, 2:13-15). Противоположностью чистой живой совести, согласно Евангелию, является немощная, больная, умирающая в духовной нечистоте совесть: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (Апостола Павла послание Коринфянам 1, 8: 8-12).

См. сердце, слово, чистый.