СПАСТИ

« Назад

СПАСТИ  09.12.2017 15:05

СПАСТИ – восходит к сочетанию двух древнейших первокорней: приставочного *sъn-/sъm «совмещение, соединение» и основного *pā- «питать, кормить, защищать». От корня *sъn-/sъm- (ранее в нем был носовой звук «юс») произошли русские приставки с/со- (как в словах снять, соединить, снедь «пища», союз) и су- (как в словах сугубый, суть); такие санскритские слова, как संहिता /saṁhitā/ «собрание, союз», संधि /saṅdhi/ «соединение, слияние, сустав», समाधान /samādhāna/ «складывание вместе, соединение, сосредоточение, приведение в порядок»; латинская приставка com (как в коммуна «община», или коммерция «общий рынок»); английское communion (комъюнион) «причастие». «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (от Луки, 13:34). К древнему корню*pā- восходят такие славянорусские слова, как пажить «луг, поле с сочной травой», пастбище, пастырь, пастух; латинское pabulum (пабулум) «пища»; древнегреческое πατεομαι «отведывать, вкушать пищу»; санскритские पितु /pitu/ «сок, питье, пища», पिष्ट /piṣṭa/ «еда, пища»; английские food (фуд) «еда, пища», feed (фид) «кормить, питать», pasture «пасти скот на пастбище». «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (От Иоанна, 10:9-11). Сочетание двух древнейших корнесловных образов «соединение» и «питание, пища, защита» порождает единое представление о спасении как о воспитанном единстве всех во всех: всего человечества во Христе и наоборот: Христа вместе со всеми людьми в сердце каждого человека. Силой, воспитывающей такое спасительное всеединство, является всепобеждающая любовь. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. [Зач. 154А.] Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 13:1-8). В Евангелии спасением называется вхождение человека в Царство Небесное и в жизнь вечную: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (От Матфея, 19:23-30).

См. любовь, опасность, питание.