СПРОС

« Назад

СПРОС  23.08.2017 09:10

СПРОС – основной корень этого слова, тот же, что и в просить, восходит к древнему *prek- «молить, обращаться к первоисточнику жизни». От этого корня произошли русское прекословить, упрек; санскритское प्रश्न (прашна) «вопрос»; греческое προ­σευχῆ (просэвхи) «молитва»; английские pray (прэй) «умолять, молитва», price (прайс) «цена» (ср. «что просите за этот товар?» - цена-прайс должна соответствовать спросу), prize (прайз) «приз». Древний корень *prek- тоже является составным и восходит к древнейшим *per- «первый, проникать, первоисточник» и *kъ «кто, что; соединение, совмещение с кем-либо». Древнейшее представление о просить: «проникать к первоисточнику благодати, к Тому, от Кого все произошло»: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам» (От Иоанна, 15:7). Приставочный корень съ/со- в слове спрос восходит к тому же древнейшему корню *kъ «кто, что; соединение, совмещение с кем-либо», что и второй корень слова прос(ить). Единое корнесловное представление о спросе: «совместное обращение к первоисточнику желаемых благ». Тот производитель благ, который может предложить товары, полностью удовлетворяющие спрос, может стать «отцом родным», предметом обожания, превозношения и поклонения со стороны сообщества жаждущих потребителей. Важно, чтобы спрос был насущным, а не искусственно созданным с целью обмана, наживы и захвата власти над потребителями: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (От Матфея, 7:9-11). Предлагая людям то, что им потребно для спасения их душ и обожения, предприниматель становится Божьим угодником и спасается сам. Формируя спрос таким образом, чтобы люди потребляли как можно больше ненужных и даже вредных, но легко и дешево производимых товаров «числом поболее, ценою подешевле», предприниматель вступает в борьбу с Богом за власть над душами потребителей, становится орудием их развращения и губит себя. Отвечая на возникший спрос, люди издревле предлагают или то, что соответствует истине и угодно Богу, или нечто свое, лукавое, выгодное с мирской суетной точки зрения: ««Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. А кáк вам кажется (мнится)? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал тó же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы впередвас идут в Царство Божие» (От Матфея, 21, 28-31).

См. коньюнктура, потребеление, реклама, цена.