СТРАХ

« Назад

СТРАХ  21.03.2019 20:08

СТРАХ – одно из тех слов, научная этимология которых, к сожалению, далека от истины. Признавая, что звук |х| в основном корне этого слова совершенно не вписывается в ряд родственных со страдать, стеречь, страсть, составители словарей все же упорно строят этимологию СТРАХА на предположениях о полном единстве корней страха то с осторожностью, то со строгостью, то со страстью. Все перечисленные состояния, конечно же, основаны на страхе и «ветвенно» родственны ему, но древние первокорни слова СТРАХ все же иные, пока еще не разъясненные в словарях. Поэтому все, что будет изложено ниже, является моей личной точкой зрения, не принятой в современной научной этимологии. Слово СТРАХ восходит к двум древним корням: приставочная часть с(ъ)- к  *tweh-/*tewh- «быть сильным, колеблющим», а основная *-трах – к  *tre- «трясти»/*tres- «дрожать». Оба древних корня известны и порознь описаны безотносительно к слову СТРАХ в научной этимологии как протоиндоевропейские. Единое представление о страхе, рождающееся в сочетании корнесловных образов «быть сильным, колеблющим» и «трясти, дрожать» можно описать как «трепет слабого перед сильным». От корня *tweh-/*tewh- происходят такие слова, как древнегреческие σάλος «колеблющий, волнующий, воздвигающий морские волны», θάλαττα / thálatta/ «море», σῶς /sôs/ «находящийся в безопасности, спокойный», σωτήρ /сотир/ «спаситель»; английское слово save «спасать». «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море (θαλάσσης /салассис/)восшумит и возмутится (σάλου); люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (σαλευθήσονται /салевсизонтэ/)и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (От Луки, 21:25-27). Приставочный корень, от которого в слове СТРАХ остался только звук /с/, указывает на незримое присутствие в состоянии объятого страхом человека не только его самого, но и той высшей силы, которая сотрясает его, вызывает в душе колебания и трепет. Предав себя Страху Божьему, человек трепещет и спасается Господом: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (σωθήσεται /сотизетэ/) , и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (От Иоанна, 10:9). Вероятно, этот же корень присутствует в одном из древнееврейских имен Бога צבאות /şəbā’ôt/ /Цеваот/, в современном произношении Саваоф «Господь Воинств». На иврите şābā означает «воинство»: «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф  (Σαβαὼθ /Сабаот/) не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Апостола Павла послание Римлянам, 9:29). Второй, основной корень слова СТРАХ *tre-/*tres- «трясти, вызывать трепет» породил такие слова, как трепет, трепать, трясти. В санскрите от этого корня произошло слово त्रसति /трасати/ «бояться, трепетать». В древнегреческом языке к этому корню восходят слова τρόμος /тромос/ «дрожь, страх, террор, ужас», έντρομος /энтромос/ «перепуганный, престрашный». От страха живые существа именно трепещут и трясутся: «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет (в оригинале τρόμος/тромос/) и ужас ((ἔκστασις /экстазис/), и никому ничего не сказали, потому что боялись» (От Марка, 16:8). Корень *tre- – не простой, а составной, восходящий к еще более древнему первокорню *reue- «приводить в движение, колебать». К этой древнейшей основе СТРАХА восходят такие слова, как славянское рух «движение», рушить, реветь (ошибочно признаваемое этимологами звукоподражательным), рвать. К этому же корню восходит английское слово ruin /руин/ «разрушать». В арабском языке есть однокоренное слово روح‎ /рух/, которое часто используется в Коране в значении «Дух», «Движущая Сила». Это слово во всех сурах Корана употребляется только в единственном числе. Рух в Коране и в представлениях суфиев – это сила, вдохновляющая нафс – душу. Присутствует это слово и в иврите: רוח /руах/ «дух», «движение духа». В Торе этим словом называется Дух Господень, или ветер, воздвигаемый Господом: «И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер (רוּחַ־יָם /руахи/), и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской» («Бо» //Тора). «И исполнил его Духом Божиим(/руах/רוּחַ)мудростью, разумением, ве́дением и всяким искусством», («Ваякгель» // Тора). Ставшие крылатыми слова из Притч Сломона «Начало премудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» (Книга Притч, 9:10), имеют множество различных толкований. Корни слова СТРАХ указывают на присутствие в душе, которая начинает постигать премудрость Божию, особого трепета, вызываемого нисхождением Духа Истины – ответом Господа на наши молитвы и призывания. Иными словами, постижение Премудрости начинается с особого волнения души – руха (по-украински рух «движение», по-польски ruch – то же), ощущаемого как трепет. Вызывается этот трепет пришествием и вдохновением Святого Духа. Так бывает во время искренней сердечной молитвы, или при живом глубоком восприятии Слова Божьего. Страх Господень есть начало Богообщения: «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом (в оригинале ἔν­τρομος /эн-тромос/, буквально «внутренне трепещущий») не смел смотреть» (Деяния апостолов, 7:30-32). В психологии СТРАХ рассматривается как невольно возникающая при встрече с опасностью реакция психики, известная под названием «Стой-Беги». Одни животные при встрече с опасностью замирают подобно сусликам, которые, превращаясь в столбики, надеются, что хищник их не заметит. Другие – бегут со всех ног, подобно зайцам. Испытывая животный страх, человек подсознательно порывается бежать, избегая смерти. В Священном Писании на греческом языке такой род страха последовательно называется словом ФОБОС и его производными, к примеру, φοβέομαι /фобеомэ/ «бояться». Может ли человек, которому ощутимо открывается присутствие всепобеждающей Силы Божией, бояться таким животным страхом – фобией? – Разумеется, да. Равносилен ли страх-фобия, возникающий при виде проявляющейся Силы Божьей тому Страху Божьему, который является началом всякой Премудрости? – Разумеется, нет. Согласно Евангелию, страх-фобия при виде чуда Божьего должен быть преодолен, чтобы человек не отдалялся от Господа, а наоборот, следовал за Ним и, спасаясь сам, спасал других: «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас (θάμβος/тамбос/) объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся (μὴ φοβοῦ /ми фобу/); отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (От Луки, 5:4-10).  Там, где речь идет о фобосе, в славянорусских переводах Священного писания с греческого на славянорусский язык везде употребляется слово СТРАХ, хотя внутренняя образность у этих слов совсем разная. Основной древний корень слова ФОБОС *bʰegʷ- «бегать», тот же, что и в русском слове БЕГ, в протославянском *běgati; в тохарском pkänt. Страх-фобия лишает человека сил, сковывает или заставляет бежать, то есть унижает человеческое достоинство и уподобляет бессловесным животным. Господь избавляет грешного и смертного земного человека от его страхов-фобий, придавая силы для преодоления животных инстинктов. Призывом «Не бойся!» Господь возвращает человеку его богоподобное достоинство и приближает к Себе. «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся (в греческом тексте μὴ φοβοῦ /ме фобу/), дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (От Иоанна, 12:14-15). «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь (φόβον) Иудеев» (От Иоанна, 7:12-13). В греческих переводах книг Ветхого Завета представление о страхе также передается словом ФОБОС: «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх (φόβος) Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Книга Исхода, 20:20). Может ли животный страх перед смертью заставить человека избегать грехопадений? – Да, но беда в том, что хитрость и лукавство, основанное на лжи древнего змея, бывает сильнее животных страхов-фобий: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся (ἐφοβήθην /эфобисин/ - производное от ФОБОС), потому что я наг, и скрылся» (Бытие, 3:1-8).  Страх-фобос впервые возник в душе человека именно после грехопадения. Охваченный этим смертным страхом, согрешивший Адам стал не просить прощения, а избегать Бога, скрывая свою срамоту. Отличая животный страх человека перед смертью от  Страха Божьего как начала премудрости и разума, древнегреческие переводчики Ветхого Завета иногда прибегали к слову θεοσέβειά /Теосебия/ «Богобоязнь».  Слово σέβειά «почитание, говение» имеет существенное коренное отличие от ФОБОСА и содержит в себе иной образец страха. Как и первая часть русского слова СТРАХ, оно восходит к корню *tewh- «быть сильным» и в сочетании с Теос-Бог порождает образ «трепет в присутствии Силы Божьей». В Священном писании страх-себия, то есть Страх Божий последовательно противопоставляется страху-фобосу, то есть животному страху перед смертью:  «И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели Ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии [все] весьма испугались (В греческом переводе немного иначе: «и устрашились все те люди страхом» - ἐφοβήθησαν δὲ πάντες οἱ ἄνθρωποι σφόδρα /ефобитисан де пантес и антропи сфобра/). И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия(θεοσέβεια),и убьют меня за жену мою» (Бытие, 20:3-11). Отличить в собственном сердечном трепете Страх Божий от животного страха-фобии бывает очень непросто. Свойство психики, называемое психологами «закон предпочтения в пользу своего «Я», часто заставляет нас оправдывать свой страх-фобию (желание избежать неприятностей и наказаний), лицемерно выдавая его за Теосебию – благочестие. К примеру, часто хулиганы пристают к прохожим на улице под видом попрошаек, чтобы напасть и ограбить, если жертва сама не «подаст» свой кошелек. Единственное средство избежать лукавства, избрать разумное поведение и не стать рабом животной фобии под предлогом Теосебии – это внутреннее молитвенное обращение к Богу: «Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот, страх (θεοσέβειά /Теосебия/) Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Книга Иова, 28:20-28). Господь благоволит тем людям, которые испытывают перед Ним страх Господень, поэтому Он открывает им сердца для восприятия начал Премудрости: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога (в греческом оригинале чтущая написано как σεβομένη /себомени/ - того же корня *tewh- , что и СТРАХ), слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деяния апостолов, 16:14). В Евангелии образцом спасительного Страха Божия, преодолевающего животные фобии, служит кровоточивая жена, которая не скрылась, а исповедала свою немощь и дерзость перед Богом, когда Он призвал ее к ответу: ««И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом (τρέμουσα) подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла (σέσωκέν) тебя; иди с миром» (От Луки, 8:45-48).

См. бояться, дух, стыд.