СУДЬБА

« Назад

СУДЬБА  16.02.2020 22:59

СУДЬБА – образовано от глагола СУДИТЬ/-СУЖДАТЬ при помощи суффикса (дополнительного корня – привитого «корешка») -бъ-, как в словах борьба, резьба, служба. Следовательно, представление о СУДЬБЕ основано на сочетании двух древних корней слова СУД: *som- «собрание, соединение» и *dhē- «деть, де́ло». До сих пор в судах, определяющих дальнейшую СУДЬБУ подсудимых, судьи рассматривают их уголовные и гражданские «Дела» на своих судебных процессах. Суффикс -бъ-, образующий от глаголов, в основном, имена существительные женского рода, придает названию процесса дополнительный смысл «подчинение, послушание, покорность». Покоряясь СУДЬБЕ, человек исполняет не свою, а иную волю: делает то, что СУЖДЕНО роком. Рокъ – реку – речь – это этимологически одно слово, в котором исторически чередуются гласные о/е и согласные к/ч. Судьба определяется роком (приговором) и по сути представляет собой наречение человека или даже целого народа (языка) тем или иным именем. Основанием для вынесения приговора, осуждающего человека или целый народ на тот или иной образ жизни, является Закон. Если человек (народ) живет по своим законам, нарушающим Закон Божий, он бывает осужден свыше и терпит наказание от Бога. Если же наоборот, живущие по Закону Божию преступают законы мира сего, они бывают осуждаемы приговорами мирских властей. «Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено (в греческом тексте οὐκ ἦν νόμος /ук эн номос/ «не в Законе»; в славянском переводе точнее сказано: «не бѣ́ зако́на пи́ти ча́шу») было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу» (Книга пророка Иеремии, 49:12). Тот, кто твердо придерживается Закона Божьего и в соответствии со своим призванием свыше живет по-Божески, обычно бывает ОСУЖДАЕМ и гоним в миру, обрекая себя на тяжелую СУДЬБУ собственным исповеданием Христа как Бога живого: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете» (Апостола Павла, первое послание Фессалоникийцам, 3:1-4). В оригинальном древнегреческом тексте вместо СУЖДЕНО написано κείμεθα /кеймета/ «положено» - от древнего корня *ḱey- «положить, уложить», однокоренное с латинскими cunae /кунэ/ «колыбель (куда кладут младенца», гнездо» и cīvis /цивис/ «гражданин (Рима)», «принадлежащий к цивилизации». К этому же корню восходит и санскритское слово शेते /śéte/ «поле». Каждый живущий в миру христианин ежедневно участвует в предопределении своей СУДЬБЫ, поскольку является гражданином одновременно двух цивилизаций: современного общества и Царства Божьего во Христе. Сердце человека – это поле битвы между двумя родами делателей: сеятелями доброй пшеницы и сеятелями плевел раздора. Удобрение и очистка почвы своего поля для получения доброго урожая – дело ума, который направляет волю владельца поля своими РАССУЖДЕНИЯМИ (рассудком): «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (От Матфея, 13: 18-43).

См. рассудок, суд, посуда.