СЫН

« Назад

СЫН  04.04.2017 20:07

СЫН – от древнего корня *seue- «рождать». Буквально: «рожденный», то есть отличный от сотворенного. Взаимосвязь рожденного сына с породившим его отцом в Евангелии уподобляется  лозе и коренящейся в ней плодоносной отрасли – рождию. Как отрасль может жить и приносить плод, только от корней своей лозы, так и сын может жить, продолжать свой род и творить что-либо, только пребывая в отце и имея животворное отеческое начало в себе: «не вѣ́руеши ли, я́ко áз во Отцѣ́, и Отéц во мнѣ́ éсть? Глагóлы, я́же áз глагóлю вáм, о себѣ́ не глагóлю: Отéц же во мнѣ́ пребывáяй, тóй твори́т дѣлá (ποιεῖ τὰ ἔργα αὐτοῦ «поэйи та эрга афту» - «творит дела Свои»): вѣ́руйте мнѣ́, я́ко áз во Отцѣ́, и Отéц во мнѣ́: áще ли же ни́, за тá дѣлá (τὰ ἔργα αὐτὰ - «та эрга афта» - «те дела Его») вѣ́ру ими́те ми́» (От Иоанна, 14,10-11).  Пребывая в Отце, Сын приносит многие плоды творения.  Сыновья же Сына, пребывая в Нем, являются и сыновьями Отца: «ещé мáло, и мíр ктомý не уви́дит менé, вы́ же уви́дите мя́, я́ко áз живý, и вы́ жи́ви бýдете: в тóй дéнь уразумѣ́ете вы́, я́ко áз во Отцѣ́ мо­éм, и вы́ во мнѣ́, и áзъ в вáс» (От Иоанна, 14:19-20). Прирожденному единству истинных сыновей с отцом уподобляется не только виноградная лоза и ее ветви, с которых снимают плоды урожая. Подобно солнцу и исходящему от него сиянию, горящий любовью отец и порожденный им любящий сын едины и нераздельны: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Апостола Павла послание евреям, 1:1-4). Воплотившись, Сын и Слово Божие (Логос) остался Собою - подобием отрасли плодоносной лозы и света Солнца. Став чадом (греч. τέκνον –«текнон», буквально: «сотканный») приснодевы Богородицы, Он стал также сотканным из крови и плоти подобием плодов земного урожая: гроздью винограда, предназначенной для изготовления вина, или зерном пшеницы, предназначенной для помола и изготовления хлеба. Сын человеческий стал образцом овладения человеком своими  плотскими побуждениями и всецелого предания себя Богу для освобождения от рабства греху и возвращения в Небесное Отечество:  «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (От Матфея, 3:16-17); «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (От Матфея, 4:3-7). 

См.: отец, род, чадо.