ТЕОРИЯ

« Назад

ТЕОРИЯ  22.11.2018 23:46

ТЕОРИЯ – восходит к двум древним корням: *dhe(u)- «духовно воздействовать, вдохновлять» и *wer- «воспринимать органами чувств, созерцать». К корню *dhe(u)- восходят такие русские слова как дух, дышать, дым, думать, душа. Особое место в русском лексиконе занимает однокоренной глагол дохнуть с различными приставками. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул (в греческом переводе ἐνεφύσησεν /энефюзисен/ - от Φυσώ /фузо/ «дуть») в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7). Второй корень *wer-  тот же, что в слове театр «место для восприятия зрелищ». К этому корню восходит древнегреческое слово ὁράω, до сих пор произносимое как /horáō/ с начальным придыханием. Однокоренным также является слово оракул «провидец». «Бога не видел (в греческом оригинале ἑώρακεν /эоракен/ никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна, 1:18). Сочетание корнесловных образов вдохновения (*dhe(u)- часть «те») и восприятия вдохновляемого ведения (*wer- часть «ор») порождает представление о теории как о вдохновенном ведении и созерцании. Теория, вдохновленная свыше Духом истины, позволяет верно созерцать и понимать сокровенный порядок вещей. Она открывает глаза и делает человека прозорливым, просвещая его в истинном смысле этого слова. К примеру, в Евангелии Господь открывает самарянской женщине глаза на ее собственную супружескую жизнь, и эта женщина духовно прозревает, уверовав в Него: «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! Вижу (θεωρῶ /теоро/, что Ты пророк» (От Иоанна, 4:17-19). Ложные теории, наоборот, пользуясь отчасти открываемой истиной, ослепляют. Они вдохновляются отцом лжи, порождают иллюзорные обманчивые и гибельные представления о жизни. Просвещение Светом истины подменяется в ложных теориях ослепительными гламурными видениями и химерами. Людей, которые упорно придерживаются ложных теорий, справедливо называют слепотствующими. В Евангелии прямо говорится о том, что Господь воспрещает нечистым духам вдохновлять людей, провозглашая о Нем, ибо любая теория, исходящая от нечистого духа, искажает истину и становится ложной: «И духи нечистые, когда видели (ἐθεώρουν /этеорун/ - того же корня, что и теория)  Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным (в славянском древнем тексте иначе и точнее: да не явле́на его́ сотворя́тъ – представление о явлении Слова и Духа истины не должно сотворяться нечистыми духами, стремящимися не к прославлению Бога, а к самоутверждению в мире людей) (От Марка, 3:11). Восприятие явлений вещественного мира посредством органов чувств, то есть теоретизирование, просвещая человека, не преображает его. Теория еще не делает своего последователя сосудом чистой духовности и вместилищем благодати Божией. Непосредственно видя Христа и общаясь с ним, не все Его современники преображались, крестились и начинали жить новой вечной жизнью во Христе Слове Божием. Для обожения и блаженства необходимо большее, чем теория: непосредственное сошествие на теоретически и практически предуготовленных людей посылаемого Христом от Отца Утешителя, Духа Истины: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите (θεωρεῖτέ /теоритэ/) Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Вскоре вы не увидите (θεωρεῖτέ /теоритэ/)Меня, и опять вскоре увидите (ὄψεσθέ /опсистэ/ - «узрите очами» того же корня, что оптика и око) Меня, ибо Я иду к Отцу» (От Иоанна, 16:7-16).

См.: ведать, идея, икона.



Ваши отклики, вопросы


Откликов пока нет

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее