ТИП

« Назад

ТИП  12.01.2019 14:30

ТИП – от древнего корня *(s)teu- «бить, толкать», того же, что в русских словах топать, топтать, тяпать, топор, недотепа, ступать, поступок; в саскритских तोपति /tópati/ «бить, ударять», तण्डते/tundate/ «толкает, оставляет отпечаток»; в древнегреческом τῠ́πος /типос/ «след от нанесенного удара»; в латинском stupeō /ступео/ «столбенеть, терять присутствие духа»; в английском stupid /стьюпид/ «глупый, тупой, бестолковый». Устойчивые выражения русского языка вроде «вбить в голову», «втемяшить(ся)», «вдалбливать» в значении «внушать», вероятно, восходят к древнейшему праиндоевропейскому корнесловному представлению о том, что ТИП есть нечто с детства «вбитое в голову», твердо заученный образец, определяющий точки зрения, отношения и взгляды человека помимо его рассудка и воли. Без усвоенных типичных примеров человеческая психика не может быстро откликаться на новые явления и события. Наличие в памяти следов от нанесенных прежней жизнью ударов – ТИПОВ необходимо для выживания и самосохранения. Следы болезненных переживаний помогают каждому человеку быстро находить ТИПИЧНЫЙ выход из новых опасных условий: «За одного битого двух небитых дают». Хотим мы этого, или нет, но каждый человек на своем жизненном пути сам становится ТИПОМ или типичным примером – тем, кто, буквально, поражает поступками своих последователей и подает им пример того, как надо себя вести. Протаптывая (от *(s)teu- «бить, толкать») тропы через лес, путник или помогает тем, кто пойдет после него, или ведет их в то же гиблое место, куда стремится сам. Поступая тем или иным образом на глазах у своих детей и потомков, взрослый предок глубоко запечатлевает в их памяти свои образцы типичного речевого и общественного поведения. В древнегреческом тексте Священного писания слово ТИП, как правило, переводится на славянорусский язык как «пример», «образец»: Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (в оригинальном греческом тексте «τύποι /типэ/ γινόμενοι τοῦ ποιμνίου»; в славянском тексте переведено дословно: «о́брази быва́йте- γινόμενοι ста́ду- ποιμνίου»); и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( Апостола Петра послание первое, 5:1-4). На то, что жизненный путь предков прообразует для потомков как положительные, так и отрицательные примеры, и образцы поведения, прямо указывает в своем послании апостол Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас (в оригинале τύποι ἡμῶν /типэ имон/), чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 10:1-6). В современной психологической науке, равно как и в философии и в искусствоведении широко применяются сложные термины, основанные на слове ТИП в значении «образец: АРХЕТИП «первоначальный образец», ПРОТОТИП «прообраз», СТЕРЕОТИП «образец восприятия информации, основанный на предшествующем опыте»; ТИПОЛОГИЯ «классификация по существенным признакам». Все эти термины указывают на важнейшую роль ТИПА в жизни современного общества: отпечатавшись в памяти и сознании, он во многом определяет и обосновывает человеческие отношения, качества и, главное, убеждения и верования. Многие люди убеждаются в достоверности того или ТИПА и запечатлевают его в своей памяти и в сердце только после физических вещественных толчков, ударов и свидетельств: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей (в оригинале τὸν τύπον /типон/ τῶν ἥλων /тон илон/) , и не вложу перста моего в раны от гвоздей (τὸν τύπον /типон/ τῶν ἥλων ) , и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (От Иоанна, 20:25).

См. образ, пример, след.



Ваши отклики, вопросы


Откликов пока нет

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее