ЦЕНТР

« Назад

ЦЕНТР  22.02.2017 18:04

ЦЕНТР – от древнего корня*ken-t- «колоть», «ткнуть», «точка в середине». Вероятно, *ken- в *ken-t-  - это тот же древнейший корень, что и в «чадо», начало», «зачатие». Тогда дополнительный корень –tъ тот же, что и в «ткнуть», «точка», «острие».  Однокоренное с центр древнегреческое слово  κέν­τρον «жало», «острие», от глагола κέντῳ (кенто) «колю», «протыкаю». Центр корнесловно представляется как «невидимая точка, из которой исходит и в которую возвращается все творение», «Начало и Конец всем». «В церковнославянском и современном русском тексте Евангелия нет заимствованного в средние века через латынь слова центр. Там, где в греческом тексте встречается исходное κέν­τρον, славянские переводчики избрали жало, рожно (кол, которым кололи домашних  животных пастухи, направляя на нужный путь), прививка, и другие слова, сохраняющие конкретный образ «точки в середине», «начала и конца»: 1) τὸ δὲ κέν­τρον τοῦ θανάτου ἡ ἁμαρτία ἡ δὲ δύναμις τῆς ἁμαρτίας ὁ νόμος» «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» (Апостола Павла послание Коринфянам 1, 15: 56). 2) «πάν­των τε κατα­πεσόν­των ἡμῶν εἰς τὴν γῆν ἤκουσα φωνὴν λέγουσαν προ­́ς με τῇ Ἑβραΐδι δια­λέκτῳ Σαοὺλ Σαούλ τί με διώκεις σκληρόν σοι προ­̀ς κέν­τρα λακτίζειν» «Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деяние апостолов, 26:14). 3) εἰ δέ τινες τῶν κλάδων ἐξεκλάσθησαν σὺ δὲ ἀγριέλαιος ὢν ἐνεκεν­τρίσθης ἐν αὐτοῖς καὶ συγκοινωνὸς τῆς ῥίζης τῆς πιότητος τῆς ἐλαίας ἐγένου μὴ κατα­καυχῶ τῶν κλάδων εἰ δὲ κατα­καυχᾶσαι οὐ σὺ τὴν ῥίζαν βαστάζεις ἀλλὰ ἡ ῥίζα σέ ἐρεῖς οὖν ἐξεκλάσθησαν κλάδοι ἵνα ἐγὼ ἐγκεν­τρισθῶ Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Апостола Павла послание римлянам, 11: 17-19).

См. вить, рог, точка.