ЦИВИЛИЗАЦИЯ

« Назад

ЦИВИЛИЗАЦИЯ  02.08.2017 10:45

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – латинское civis «горожанин», от которого произошло слово цивилизация, восходит к древнейшему корню *kei- «лежать». От этого корня, согласно исследованиям британских этимологов, произошло санскритское слово शिव /śiva/ «благой, милостивый» - имя Шивы, одного из индуистских главных божеств, входящего в Тримурти и олицетворяющего разрушительное начало. В английском языке к этому корню восходят слова cemetery «кладбище», city «город», civil «гражданский»; hide «семейный надел земли» и более ранее древнеанглийское hiw «семья».  По некоторым предположениям зарубежных этимологов русское слово семья также восходит к корню *kei- «лежать». В греческом языке родственным с цивилизовать является слово κείται «покоится, лежит» (о покойнике), восходящее к тому же корню *kei- «лежать». В культуре Древнего Рима цивилизацией называли принуждение горожан к соблюдению законов Римского права – положений, наделявших одних правами, а других – обязанностями. Антонимом слова лежать является глагол стоять. Корнесловно противоположностью цивилизации является стойкость, противостояние.  Цивилизованный человек живет более легкой жизнью по сравнению с тем, кто стойко выживает в природных условиях не городской «цивильной», а простой деревенской жизни на земле, не закатанной в асфальт. Прилагательное легкий образовано от глагола лежать, так же, как падкий от падать и стойкий от стоять. Возможно, древнейшим правилом мировой цивилизации является «Лежачего не бьют»: тот, кто ложится перед цивилизаторами (шивами), остается жить в своем положении и делает все, что ему положено, становится цивилизованным человеком – почетным гражданином и горожанином – гражданским лицом. Отстаивание своих не гражданских, а природных свобод и прав вовлекает человека в конфликт с цивилизованным обществом. Пользование гражданскими правами, наоборот, защищает от той жестокости, которая есть в природе людей: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство (в латинском тексте Евангелия civitatem). Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его» (Деяния апостолов, 22:25-29). Облегчая жизнь горожан, цивилизация по мере своего развития входит во все более глубокое противоречие с природой, пытаясь, буквально, положить и подмять под себя все, что ей противостоит, в том числе, природные богатства и законы, религию, Церковь, совесть, личное достоинство и свободную волю каждого человека.  Что же делать горожанам, чтобы, пользуясь благами цивилизации, не стать людьми легкого поведения, но стоять в истине, сохраняя природу, свое личное человеческое достоинство, благородство и свободу совести?  - Евангелие предлагает единственный выход: принимать апостольское учение Церкви Христовой, чтобы не погибнуть подобно некоторым древним городам: «И если придёте в какой город (латинское Евангелие - civitatem)  и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город (civitatem) и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города (civitate), отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу (civitati) тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (От Луки, 10:8-15).
См.: гражданин, право, свобода.