ТВОРИТЬ

« Назад

ТВОРИТЬ  15.03.2018 23:07

ТВОРИТЬ – в этимологии принято относить это слово к тем же гипотетическим индоевропейским корням, что и твердый, творог. Ученые разных стран указывают на такие древние корни этого слова, как *teue- «расти, выращивать», *taw- «производить». Родственными ТВОРИТЬ считают готское taujan «создавать», средне-Датское touwen «прясть, вязать (из шерсти)». По-моему, это слово восходит к трем древнейшим корням: *tъ- «делить, делать», wъ- «вить, вязать», rъ- «решать, освобождать». Сочетание образов деления, свития и разрешения порождает единое представление о творчестве как о порождении новой жизни, включающем этапы духовного влияния (делания, исхождения Духа), зачатия, вынашивания плода, разрешения от бремени и повития. Повитие, то есть завершение актов деления и свития - творения, представляет собой новую тварь, отличающуюся совершенной цельностью. Именно так описывает творение Библия. Глагол ТВОРИТЬ в славянском тексте Библии является одним из наиболее частотных. Читая о сотворении мира в первых главах начальной Книги Бытия, важно замечать, что сотворить мир еще не значит воплотить сотворенное. Творчество как порождение всех вещей представляет собой духовное делание (деление). Воплощение же сотворенного, согласно Библии, происходит уже после шести Дней Творения, когда Господь «почил от всех дел своих, которые начал творить». В современном Синодальном переводе Библии на современный русский язык ключевое слово ТВОРИТЬ почему-то подменяется глаголом делать, что существенно искажает смысл. Поэтому примеры применения глагола ТВОРИТЬ приводятся из более раннего славянского текста: «И соверши́ Бóгъ въ дéнь шесты́й дѣлá Своя́, я́же сотвори́ (которые сотворил): и почи́ въ дéнь седмы́й от всѣ́хъ дѣ́лъ Свои́хъ, я́же сотвори́. И благослови́ Бóгъ дéнь седмы́й, и освяти́ егó: я́ко въ тóй почи́ от всѣ́хъ дѣ́лъ Свои́хъ, я́же начáтъ Бóгъ твори́ти. Сiя́ кни́га бытiя́ небесé и земли́, егдá бы́сть (когда стало так), въ óньже дéнь сотвори́ Госпóдь Бóгъ нéбо и зéмлю (в День завершения творения Богом Неба и Земли), и вся́кiй злáкъ сéлный, прéжде дáже бы́ти на земли́, и вся́кую травý сéлную, прéжде дáже прозя́бнути: не бó одожди́ Госпóдь Бóгъ на зéмлю, и человѣ́къ не бя́ше дѣ́лати ю́ (сотворил их, прежде, чем они проросли на земле, потому что Господь Бог еще не послал дождь на Землю, и еще не было человека, чтобы Ее возделывать» (Бытие, 2:2-5). В отличие от Творца Бога, подобный Ему, но пребывающий в состоянии грехопадения смертный человек после изгнания из Рая лишился творческой силы своего слова в Царствии Небесном. Чтобы вернуть себе эту духовную творческую силу, проклятые Ноем потомки Хама вместе с потомками Сима и Иафета задумали вновь утвердить свое имя на Небесах при помощи материального делания. В Библии человеческое творчество, связанное со строительством Вавилонского столпа, описывается как акт подражания Богу в творении. Сначала люди разделяют и смешивают (дробят и обращают в порошок-брение) сотворенные Богом цельные камни и известь, затем – форматируют полученный раствор в кирпичи. После обжига кирпичей (повития сотворенной плинфы) из них начинают строить город и здание высотою до Небес. Цель: своевольное снятие Ноева проклятия с потомков Хама, осужденных на рабство у братьев. Сделать это попытались путем установления на всей Земле пресловутых лозунгов всех революций «равенство (эгалитэ), братство (фратернитэ), гражданская свобода (либертэ)». Отформатированные безликие кирпичи более пригодны для социально-политического творчества, чем сотворенные Богом своеобразные «неформатные» камни. Следовательно, надо стереть камни в порошок. Целью строительства Вавилонского столпа, согласно Библии, являлось проникновение человека на Небо для сотворения себе имени – хакерский взлом и доступ к перепрограммированию своей судьбы: И речé человѣ́къ бли́жнему своемý: прiиди́те, сотвори́мъ пли́нѳы (кирпичи) и испечéмъ и́хъ огнéмъ. И бы́сть и́мъ пли́нѳа въ кáмень, и брéнiе вмѣ́сто мѣ́ла. И рекóша: прiиди́те, сози́ждемъ себѣ́ грáдъ и стóлпъ, егóже вéрхъ бýдетъ дáже до небесé: и сотвори́мъ себѣ́ и́мя, прéжде нéже разсѣ́ятися нáмъ по лицý всея́ земли́. И сни́де Госпóдь ви́дѣти грáдъ и стóлпъ, егóже созидáша сы́нове человѣ́честiи. И речé Госпóдь: сé, рóдъ еди́нъ, и устнѣ́ еди́нѣ всѣ́хъ, и сié начáша твори́ти: и ны́нѣ не оскудѣ́ютъ от ни́хъ вся́, ели́ка áще восхотя́тъ твори́ти (и не оскудеют у них все (дела), которые они восхотят творить . Прiиди́те, и сошéдше смѣси́мъ тáмо язы́къ и́хъ, да не услы́шатъ кíйждо глáса бли́жняго [сво­егó]. И разсѣ́я и́хъ оттýду Госпóдь по лицý всея́ земли́: и престáша зи́ждуще грáдъ и стóлпъ. (Бытие, 11:3-8). К сожалению, Синодальный перевод Нового Завета также отличается небрежением к святому слову ТВОРИТЬ и частыми заменами его другими глаголами, описывающими трудовую деятельность (делать, приносить, исполнять). В славянском Евангелии глагол ТВОРИТЬ последовательно применяется для описания именно духовного делания – принесения духовных плодов послушания, любви и добра после сердечного восприятия Слова Божьего. «Творить Волю Отца Небесного» значит послушно трудиться с любовью и добровольно. Иначе говоря, Заповеди Божии можно исполнять двояко: или по принуждению с озлобленным сердцем, или ТВОРЧЕСКИ, принося духовные плоды любви и добра в сердце своем: «Внемли́те же от лжи́выхъ прорóкъ, и́же прихóдятъ къ вáмъ во одéждахъ óвчихъ, внýтрь же сýть вóлцы хи́щницы: от плóдъ и́хъ познáете и́хъ. Едá объе́млютъ от тéрнiя грóзды, или́ от рéпiя смóквы? Тáко вся́ко дрéво дóброе плоды́ добры́ твори́тъ (в совр. переводе «приносит»), а злóе дрéво плоды́ злы́ твори́тъ («приносит»): не мóжетъ дрéво добрó плоды́ злы́ твори́ти («приносить»), ни дрéво злó плоды́ добры́ твори́ти («приносить»).Вся́ко ýбо дрéво, éже не твори́тъ («приносит») плодá добрá, посѣкáютъ é и во óгнь вметáютъ. Тѣ́мже ýбо от плóдъ и́хъ познáете и́хъ. Не вся́къ глагóляй ми́: Гóсподи, Гóсподи, вни́детъ въ цáрствiе небéсное: но творя́й («исполняющий») вóлю Отцá моегó, и́же éсть на небесѣ́хъ. Мнóзи рекýтъ мнѣ́ во о́нъ дéнь: Гóсподи, Гóсподи, не въ твоé ли и́мя прорóчествовахомъ, и твои́мъ и́менемъ бѣ́сы изгони́хомъ, и твои́мъ и́менемъ си́лы мнóги сотвори́хомъ? И тогдá исповѣ́мъ и́мъ, я́ко николи́же знáхъ вáсъ: отиди́те от менé, дѣ́лающiи беззакóнiе. Вся́къ ýбо, и́же слы́шитъ словесá моя́ сiя́ и твори́тъ («исполняет») я́ (их), уподóблю егó мýжу мýдру, и́же создá хрáмину свою́ на кáмени: и сни́де дóждь, и прiидóша рѣ́ки, и возвѣ́яша вѣ́три, и нападóша на хрáмину тý: и не падéся, основанá бо бѣ́ на кáмени. И вся́къ слы́шай словесá моя́ сiя́, и не творя́ («не исполняющий») и́хъ, уподóбится мýжу урóдиву, и́же создá хрáмину свою́ на песцѣ́: и сни́де дóждь, и прiидóша рѣ́ки, и возвѣ́яша вѣ́три, и опрóшася хрáминѣ тóй, и падéся: и бѣ́ разрушéнiе ея́ вéлiе» ( От Матфея, 7:15-27).

См. воля, имя, столп.



Ваши отклики, вопросы


Откликов пока нет

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее