ТЯЖЕСТЬ / ТЯГА / ТЯНУТЬ

« Назад

ТЯЖЕСТЬ / ТЯГА / ТЯНУТЬ  10.05.2017 21:12

ТЯЖЕСТЬ / ТЯГА / ТЯНУТЬ – происходит от древнего корня*ten- «напрягать, навешивать груз».  К этому же корню восходят родственные слова тон, тонкий, тенета («силки, сеть для ловли птиц»); латинские интонация, тонус; английское tune (тьюн) «мелодия, мотив»; итальянское тенор; греческое тенос «сухожилие». В древнем тексте евангельской притчи о злых виноградарях работники виноградника именуются тяжателями. Тот, кто занят тяжелым трудом, «тянет свою лямку», на которой висит его груз. Образ тяги и тяжести связан с представлением о весе и зависимости.  Вес, который возлагается на плечи и висит на человеке, тянет его вниз, заставляет его сгибаться под своей тяжестью, угрожая падением: «И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий. В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит» (Исайя, 22:22-25). Изнемогая от нависшей тяжести, человек обращается за облегчением к Богу: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!» (Псалом Давида 34: 1-2). В Евангелии Христос обличает тех людей, которые налагают на плечи других слишком тяжелый груз: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (От Матфея, 23:1-6). О мере тяжести и ответственности; о том, чтобы не брать на себя слишком много, учит в своем послании апостол Павел: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (Апостола Павла послание Коринфянам, 2 8:11-15). Лишний тяжелый груз, который многие люди всуе стремятся взвалить на свои плечи, в мирской жизни именуется накопленным богатством, успехом и даже добром: «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг! Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается» (Екклесиаст, 6:1-7). Наибольшую тяжесть, согласно Евангелию, для человека представляет зависимость от злых духов, одержимость бесами, духовная тяга, которая тянет человека к саморазрушению, нечистотам и тьме: «Сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом». (От Матфея, 17:15-20). В своем толковании этой евангельской притчи Святитель Иоанн Златоуст разъясняет, что смысл поста и молитвы заключается в освобождении от лишнего груза, тяги к тому, что вызывает зависимости и привязывает человека к земле: «Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра». Чем тяжелее груз, взятый человеком на свои плечи, тем более этот человек занят (несвободен) и зависим от того, кто возложил на него груз. В отличие от нагрузок, налагаемых людьми друг на друга, бремя Христово не тянет вниз, а иго Его не унижает человеческое достоинство. Образец сердечной кротости и смирения заключается не столько в том, чтобы укрощать свой дух, сколько в том, чтобы не обременять души других людей лишними нагрузками, не давая им покоя и насильно навязывая свою волю: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Иго бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть» (От Матфея, 11: 28-30).

См. бремя, легкий, свобода.



Ваши отклики, вопросы


Откликов пока нет

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее