УБЕЖДЕНИЕ

« Назад

УБЕЖДЕНИЕ  10.06.2019 00:29

УБЕЖДЕНИЕ – от двух древних корней: приставочного *hew- < *аu- «вниз, прочь, от, по» (у) и основного *bʰeydʰ- «льстить, принуждать лестью» - того же, что в слове БЕДА. В сочетании эти корнесловные образы порождают весьма грустное представление об УБЕЖДЕНИИ: «состояние падения, отдаления от Бога, вызванное льстивым принуждением».  «Википедия» отражает современное положительное отношение этому состоянию, определяя УБЕЖДЕНИЕ как «элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия». Отметим словосочетание «уверенность в своих взглядах» - пригодится в конце этой словарной статьи. Люди дорожат своими убеждениями, терпят ради них многие беды, иногда расплачиваясь за них своей жизнью. В чем же заключается причина противоречия между современным пониманием слова УБЕЖДЕНИЕ и его древним корнесловным образцом? Может быть, все дело в приставочном корне? Приставочный корень *hew- <*au- «вниз, прочь, от, по» породил такие слова со значением отделения и отторжения, как русские приставка у- («ушел») и предлог у («у дома» в значении недалеко от дома); санскритское अवनति /avanati/ «падение»; древнегреческие αὐτός /аутос, ныне афтос/ «сам, он, автор», ἀνὰ /ана/ «от» (звук /н/ появился потому, что в древнем корне был носовой звук «юс», произносившийся к /ун/. Позже носовой /аун/ изменился в /у/), приставка ἔ- «от, по». В Евангелии греческие слова, восходящие к корню *au-, часто говорят и об отделении, и об особом избрании тех людей, которых Бог выделяет среди других. Например, в притче о хозяине и работниках виноградника прямо обличается противоречие человеческих УБЕЖДЕНИЙ о справедливости и Промысла Божьего, ставящего милосердие выше этих убеждений: «И пришедшие около одиннадцатого часа получили (λαβον/элабон/) по (ἀνὰ /ана/) динарию. Пришедшие же первыми думали, что они (αὐτοί /афти/) получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (От Матфея, 20:9-16). Образ «у» как отделения, обособления в словах греческого Евангелия присутствует повсеместно. Например: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их (αὐτοὺς /афтус/) по два (ἀνὰ δύο /ана дуо/) пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам (αὐτὸς /аутос/) хотел идти» (От Луки, 10:1). Второй, основной корень слова УБЕЖДЕНИЕ породил  в древнегреческом языке Евангелия (Койне) одно из ключевых святых слов: πίστις /пистис/ «вера, верность, преданность». По данным российских и зарубежных этимологических исследований, это имя существительное восходит к более древнему глаголу πείθω /пейто<писо/ «я убеждаю», который происходит от корня *bʰeydʰ-. Применение этого древнего глагола в Евангелии открывает причину противоречия между корнесловным образом УБЕЖДЕНИЯ и современным значением этого слова. Политики и духовные «вожди слепых» хорошо научились убеждать простой народ льстивым подкупом, силой, устрашением и иными средствами психологического влияния с целью управления массами. Поэтому убеждения стали так высоко цениться и насаждаться в обществе: «Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили (ἔπεισαν /эпейсан/ - тут есть оба корня слова УБЕЖДЕНИЕ и *hew- <*au- «вниз, прочь» в приставке ἔ, и *bʰeydʰ- «льстить, принуждать лестью» в основе πεισαν) народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (От Матфея, 27:16-20). Как же быть со святым словом πίστις /пистис/ «вера», лежащим в основе христианских УБЕЖДЕНИЙ? Неужели все убеждения порождают беды и ложь? – Разумеется, нет. Ответ, подтверждающий высшую ценность истинных убеждений, основанных только на Слове Божием, находим в устах самого Иисуса Христа: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (μὴ πιστεύσω/ме пистиусо/). После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (ἄπιστος ἀλλὰ πιστός /апистос алла пистос/). Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил (πεπίστευκας /пепистеукас/, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (πιστεύσαντες /пистесантес/)» (От Иоанна, 20:24-29).

См. автор, беда, победа.