УЧИТЬ

« Назад

УЧИТЬ  07.05.2017 21:25

УЧИТЬ – от древнего корня*euk /*ouk «привыкать», «приручать». К этому же корню восходят близкородственные наука, навык, привычка, обычай, обвыкнуть. Слово привыкание имеет близкое смысловое родство с привязанностью, так же как обычай с приверженностью, навык с привитием. Цель научения и навыкания – совершенство. Единое древнее представление, объединяющее глаголы учить, вязать, вить, вершить, вергнуть: вертикальное вращение, восхождение потока мысли снизу-вверх по спирали. Целью учения как восхождения по вертикали является достижение вершины: высшее совершенство, достигнуть которого ученик может только вслед за учителем. Превысить высшую точку невозможно, поэтому ученик и последователь не может быыть выше своего совершенного Учителя. В Евангелии Христос прямо говорит об этом, сначала возбраняя несовершенным людям называться учителями, а затем отрицая возможность превосходства ученика над учителем: 1) «Все же дела свои они делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои (Повязки на лбу и на руках со словами из закона) и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (От Матфея, 23: 5-10). 2) «Нѣ́сть учени́к над учи́теля сво­егó: совершéн же вся́к бýдет, я́коже [и] учи́тель егó» (От Луки, 6:40). Главное достоинство ученика перед учителем и обязательное условие успешного ученичества – это безпрекословное послушание. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (От Марка, 8:31-33). Привить ученикам навык послушания может только тот учитель, который сам навык быть послушным. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Послание ап. Павла евреям, 5:8).

См. отвергнуть, проповедь, совершенство.