УЧИТЕЛЬ

« Назад

УЧИТЕЛЬ  10.01.2018 22:07

УЧИТЕЛЬ – происходит от двух древних корней: основной корнень *euk /*ouk «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) -тель «сила или лицо, исполняющее свое предназначение в добровольном действии». Первый, основной древний корень – тот же, что в русских словах учить, Укъ (имя буквы славянорусской азбуки с древним значением «связь, узы»), наука, навык, привычка, обычай. Есть еще родственные русским учить, учитель слова, которые восходят к другому варианту древнего корня *euk с окончанием на парный звонкий согласный g -*eug. В русском языке ветвенно родственным учить является слово иго (изначально «ярмо, перекладина в упряжке волов»). Из иностранных языков примерами ветвенно родственных с учить, учитель слов являются санскритские युक्त /yukta/ «привязанный, сотканный, привитый» и योग /йога/ (изначально /йодж/ «упряжка», «соединение», «связь»); английские join /джойн/ «связывать, присоединять», junction /джанкшен/ «соединение, стык», yoke /йоук/ «впрячь, запрячь, ярмо»; греческое ζυγός /зугос/ «ярмо, иго». Древнейший общий для *euk и *eug первообраз: «привитие, установление связи усилием воли». Тот, кто учит, связывает представления учеников воедино, привязывает их к своему предмету, прививает им навыки. В этих прививках и связях заключается вся корнесловная суть учения. «Бóг Госпóдь, и яви́ся нáм: состáвите прáздник во учащáющих до рóг олтарéвых (среди привязывающих жертвенных животных за рога и ведущих их к алтарю)» (Псалом Давида 117:27). Второй, дополнительный корень этого слова сохранился в современном русском языке в виде продуктивного суффикса –тель со значением лица, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, писатель, исполнитель, делатель), или предмета, предназначенного для того или иного действия (наполнитель, накопитель, отопитель). Ученые полагают, что этот суффикс восходит к древней Византийской книжной традиции и широко употребляется «в церковно-богослужебной письменности, или в книжно-славянском стиле письма». Очевидна связь этого дополнительного корня с образом «делатель, исполнитель, утверждающий и воплощающий чью-либо волю». Придя в мир, Иисус Христос стал учить людей не как своевольный тиран или диктатор, но как добровольный исполнитель Воли своего Отца Небесного: «А́зъ éсмь лозá и́стинная, и Отéцъ мóй дѣ́латель éсть» (От Иоанна, 15:1). Сочетание этимологических образов учения как «привития, установления связи» и суффикса -тель как «добровольного делателя, исполняющего чью-либо волю» порождает единое корнесловное представление об учителе: «добровольный исполнитель чьей-либо воли, прививающий и привязывающий сердца и умы учащихся к источнику этой воли». В христианской культуре нельзя пропускать или допускать ложных суемудрых пониманий Евангельского учения Христа, утверждающего: «не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья» (От Матфея, 23:8) и «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (От Иоанна, 15:5). В истинном понимании сути и этих заповедей, и учительского делания, учителем может полноправно называться только Иисус Христос и пребывающие во Христе Слове Божием родители, воспитатели и преподаватели всевозможных наук и учебных дисциплин. Те же, кто требует от вверенных им Богом и людьми учащихся послушания, знания наук и владения навыками не во Христе, а своевольно, - не братья и сестры им, а духовно чуждые люди – диктаторы, тираны и воры, расхищающие чужих овец. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их» (От Иоанна, 15:1-12).

См. воля, делать, к.



Ваши отклики, вопросы


2018-11-16 20:50:37 Анатоий #
Учитель!
Человек известный каждому из нас.
С ним детство, юность связанные были.
Зажёг огонь в душе, чтоб в жизни не погас.
Красивым Мир нас видеть научили.

А.В.Романов

Ответить / Цитировать

Добавить отклик *Имя:


E-mail:


*Отклик:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее