УХО

« Назад

УХО  18.02.2018 22:02

УХО – от основного древнего корня *au- «ощущать, воспринимать органами чувств» и дополнительного корня (суффикса) *-sъ- (историческое закономерное чередование звуков с/ш/х), который образует от глаголов имена существительные со значением отвлеченного действия или со значением «производитель называемого действия». Этот суффикс указывает на то, что УХО – отглагольное имя существительное, восходящее к образу «орган для восприятия звуков, слышания». Корень *au- «ощущать, воспринимать» - тот же, что и в славянорусских явить, явь, ум; в санскритском ऊहति /uhati/ «наблюдает» अवेक्षते /авекшате/ «воспринимает»; в древнегеческом οὖς /ус/ «ухо»; в латинском audire /аудирэ/ «слушать». К этому корню восходят современные заимствованные термины аудио, аудитория, аудиенция. Вполне вероятно, что междометие «Ау!» хранит в себе этот древний корнесловный образ «призыв к восприятию» в неизменном виде. Второй, дополнительный древний корень) *-sъ – тот же, что и в таких словах, как слухъ, духъ, смехъ, верхъ, прахъ, грехъ, веха (имена результатов действия, отвлеченного от производителя); женихъ, сваха, петухъ (имена делателей, называемых в соответствии с производимыми ими действиями: те, кто женится, сватает, поет). Во всех этих словах звук х закономерно чередуется с ш: слушать, душить, смешить, вершить, порошить, грешить, (про)вешить; женишь(ся), сватаешь, поешь. В Священном писании Ветхого Завета ухо человека описывается как орган восприятия Воли Божией и Духа Истины: «И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, – и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости» (Книга Иова, 4:12-21). В описании ветхозаветных кровных жертвоприношений правое ухо человека, избранного Богом для служения, является органом, очищаемым и освящаемым для восприятия Воли Господа: «и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его» (Исход, 29:20). Похожее ритуальное действие, устанавливающее вечный союз доброго господина с любящим и преданным ему рабом, описывается во Второзаконии: «Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею» (Второзаконие, 15:16-18). В Новом Завете ухо также описывается как орган восприятия Духа Истины, Воли и Благодати Божией. С ухом в Евангелии связывается способность человека слышать и слушать Глас Божий. Тот, кто преклоняет ухо и слушает Слово Божие, должен заставлять себя послушно исполнять в своих делах Волю Божию: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (От Матфея, 11:12-17). Этот же призыв пользоваться своим ухом для восприятия Гласа и исполнения Воли Божией звучит и в заключительной части Евангелия – Апокалипсисе: «Имеющий ухо слышати да слышит (в греческом тексте οὖς ἀκουσάτω τί ) что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откровение апостола Иоанна, 2:7).

См. слово, служить, ум.