УМ

« Назад

УМ  25.02.2017 20:43

УМ – от двух древних корней *au- «принимать во внимание», «воспринимать» и *mьn- «устремление духа, думание». От первого корня происходят такие однокоренные слова, как явить, наяву. Этимологами выявлено близкое родство древних корней *au- «воспринимать» и *hṓws/*hew- «слух/видеть(позже переосмыслили в «слышать»)», от которого произошли такие родственные первой части УМА слова, как древнегреческое οὖς /оус/ «ухо», латинское auris /аурис/ «ухо», международные термины аудировать, акустика (тут совмещены два древних корня: *heḱ- «острый» +‎ *hṓws «слух»). Умные люди способны слышать других и бывают послушны голосу истины. Работа УМА начинается с умозрения и слушания – с того, что в христианской культуре принято называть умным деланием: «Но не все послушались (ὑπήκουσαν /ипоекусан/ - одного корня с «ухо») благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному (ἀκοῇ /акуэ/) от нас? Итак вера от слышания (ἀκοῆς), а слышание (ἀκοῇ) от слова Божия» (Апостола Павла послание к Римлянам, 10:15-16). Второй корень *mьn- особо плодоносен: от него происходят мысль, мудрость, мнение, поминовение, память, менталитет, дума, и еще множество слов, называющих мыслительные действия. Этимологи определяют первообраз, породивший этот древний корень, как «думать». Слова ДУМАТЬ и ДУХ – однокоренные, так что корнесловно мнить, мыслить, помнить, мудрить означает одно: устремлять свой дух к той или иной цели. Ум не сразу порождает, а сначала воспринимает и обдумывает те мысли (духовные стрелы с привязанными к ним символами»), которые приходят в голову и не сразу вылетают из нее. УМУ близкородственно слово УМЕНИЕ. Умеющий слушать и быть послушным обладает здравым УМОМ. Что делает умелец со своим духом, когда умело трудится? – Сосредоточивает его, устремляя духовные усилия к достижению поставленной цели. В умном делании православных христиан совершается таинство молитвенного обращения мыслей человека к вниманию, принятию и пониманию Божьих Откровений – сокровища благих. Неопытный в умном делании человек может принять за Откровение свыше нечистые помыслы, прелести устремленные на завоевание его сердца лукавыми нечистыми силами духовного мира. «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Премудрость Соломона, 4:11-12). В отличие от разума, который призван противостоять злу, незлобивый ум не знает зла и не обращается к постижению его, то есть не принимает его во внимание и не понимает его ухищрений. «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума (в оригинальном тексте послания написано διανοίας /дианойас/ «разума», или в современном переводе «интеллекта») вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (Апостола Петра послание 1, 1:13-14). Чресла – это поясница и бедра, которые монахи препоясывают широким поясом в знак обуздания плотских похотей чревоугодия и блуда. Препоясанные чресла ума, точнее, разума нужны нам для воздержания от заблуждений, парения ума и сочетания с лукавыми нечистыми духами. Древнегреческое слово «дианойа» образовано от νόος /ноос/ «ум», которое, по обоснованным предположениям некоторых этимологов, восходит к древнему корню *(s)neh- «течь, плыть». Наши мысли, действительно, текут, а УМ подобно челноку снует между нитями основы (образными представлениями памяти) и тянет за собой нить утка (от глагола течь). В итоге такого основательного мышления УМ порождает мысленный текст, сотканный из образов, мыслей и высших чувств: новое представление, особый взгляд человека на обдумываемую вещь. Свойственное монашествующим хранение «препоясанного» ума в девственной чистоте, свойственной младенцам, недостаточно. В делании добра ум взрослого совершеннолетнего человека должен быть совершеннолетним и мощным: «Брáтiе, не дѣ́ти бывáйте умы́ (не будьте детьми по степени развития ума): но злóбою младéнствуйте, умы́ же совершéни бывáйте» (Апостола Павла послание Коринфянам 1, 14:20).

См. вниманиемысльразум.