ВЕХА

« Назад

ВЕХА  29.06.2021 18:18

ВЕХА – от древнего корня, воссозданного учеными-этимологами в виде *wisgeh- «гибкий стержень, ствол». От этого корня произошли такие слова, как чешские věch, vích «соломенный жгут», věcha «венок из соломы»; польское wiecha «метелка», сербохорватское па̏ви̑т «виноградная лоза»; норвежское veis (из *vaiso-) «стебель». В латинском языке однокоренным является слово. virga «ветка, прут, розга»; в церковнославянском: вѣя «ветвь, сук», вайа «верба». Древний корень*wisgeh- восходит к древнейшему праязыковому корню *weys- «производить на свет; прививать». К *weys- ученые возводят родственные ВЕХЕ русские глаголы ВИТЬ, ВАЯТЬ: «творить способом плетения». Родственным является также санскритский глагол विड्ढि /виддхи/ «производить на свет; проращивать». Позднее глагол विद्धि /виддхи/ стал называть действие проникновения, прокалывания. Словом ВЕХА древние славяне называли еще сноп сжатой пшеницы или иных злаковых растений. Согласно древним поверьям, первый сноп нового урожая обладает чудодейственной силой: исцеляет, умножает блага. Первый сноп в средние века ставили в красном углу под иконами как ВЕХУ на жизненном пути семьи. ВЕШИТЬ путь, дорогу – значит прокладывать прямой путь к цели, последовательно вбивая столбики-ВЕХИ. Родственным с ВЕХОЙ словом НАВОЙ называли вал ткацкого станка, на который навивали нити основы ткани. Для одних языков главный признак и образ ВЕХИ как вертикального столпа связан с витием, то есть вращением по спирали – как в норвежском veis /вейс/ «стебель». В других языках выделяется иной признак ВЕХИ: вертикальность и устойчивость, буквально «поставленный столп», как в русских стебель, столб, столп (образ устойчивости), или в древнегреческом ἱστος /истос/ «веха»: «От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха (в Септуагинте ἱστὸς /истос/)на вершине горы и как знамя на холме» (Книга пророка Исайи, 30:17). Итак, корнесловно ВЕХА представляет собой столбик или столп, «то, что ставят вертикально». Она не занимает на земле много места, потому что устремляется не в разные стороны, а вверх: стремится и возрастает от земли к Небу. Среди потоков земных стихий воды и ветров ВЕХА должна оставаться неподвижно на своем месте: гнуться, но не падать! Подобно молодому ростку пшеницы, вертикально упорно пробивающемуся из недр сквозь почву и камни к свету путем вращения по спирали, ВЕХА мала на Земле, но более близка к Небу, чем стелющийся плющ, способный заполонить большие участки и обвить даже самые высокие деревья. Каждый Божий человек самоуничижается и бывает похож на дите малое. Он мало что имеет на Земле, отдает другим все свои «игрушки»; мало места занимает среди нас. Зато но на пути к Богу в Царство Небесное именно он, устойчивый по отношению к страстям и похотям мира сего, является для всех ВЕХОЙ. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил (в оригинале ἔστησεν /истисин/ буквально «поставил как веху») его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь (в оригинале στραφῆτε /страфити/ («не сделаете оборот (от распространения по Земле к вертикальному возрастанию к Небу») и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (От Матфея, 18:1-4).

См. столб, столп, стоять