ВЛАГА

« Назад

ВЛАГА  26.02.2020 22:41

ВЛАГА – одно слово с древнерусскими ВОЛГЛЫЙ («влажный») ВОЛГА, ВОЛОГДА. Современные ученые-этимологи воссоздали для этого слова древний корень *welg- «наливаться, набухать от влаги». Далее, в направлении поиска более простых первокорней и первообразов, породивших это слово, учеными исследования не проводятся. По-моему, образ «набухать, наливаться», признаваемый и различаемый учеными в этом слове, рождается от двух первокорней: 1) *ВЬ- «проникающий внутрь» (ученые также утверждают, что изначально между согласными В и Л звучал смягчающий краткий гласный Ь, который затем, в словах ВОДА и англ. WATER «вода» преобразился в О), 2) *ЛЪ- «лить(ся), течь» и 3) *ГЪ- «гореть». Сочетание трех древних первокорней порождает единое для всех языков представление о ВЛАГЕ: «Свет горящего Духа, который проникает в воду, нагревает ее и порождает жизнь»; «огонь в воде». Духом Своим Господь насыщает влагу в той мере, которая потребна и для поддержания жизни в людях и в природе, и для наказания людей силами природы, и для последующего исцеления наказанных: «От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования» (Книга Иова, 37:10-13). Избыток силы горения духовного огня – ГНЕВ Божий, проникая о во влагу, делает ее менее волглой «насыщенной водой» и более густой: «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря» (Книга Исхода, 15:7-8). Поскольку ВЛАГА от начала Творения пребывает в воде, согревая и оживляя ее, вслед за разделением ВОДЫ согласно Библии следует различать два рода ВЛАГИ: земную (под Твердию) и небесную (над Твердию): «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Книга Бытия, 1:1-10). Хотя ученые и не принимают это утверждение, все же следует особо отметить несомненное «ветвенное» родство слов ВЛАГА и БЛАГО (чередование согласных звуков в/б в начале этих родственных слов закономерно, к примеру, для древнегреческого языка, в котором /б/ и /в/ до сих пор являются вариантами одной фонемы, как в «Василий» и «Басилевс» - одно слово). «Ветвенное» родство объясняет, почему одна ВЛАГА, нисходящая на Землю с Небес, называется в славянорусском языке БЛАГОДАТЬЮ, а другая, насыщающая землю и обращающаяся в виде пара, дождя, и льда, - БОЛОТОМ, или БОГОМ (сравните название населенного пункта со множеством озер и болот «Бологое»). В древнегреческом языке Евангелия есть много слов, восходящих к единому с ВЛАГОЙ и БЛАГОМ древнему сочетанию корней *Вь-/*Бь-; *Лъ- и *Гъ-, к примеру, φλέγω /флего/ «гореть, жечь, освещать», возводимое этимологами к древнему корню *bʰel- «наливать(ся) светом, набухать, сиять». К этому же воссозданному (по-моему, составному) древнему корню ученые относят английские слова whale «кит» (буквально «набухающий и исторгающий фонтаны воды») и white /вайт/ «белый». Также и такие русские слова, как БЕЛЫЙ, БЕЛУГА, БАЛТИКА тоже возводят к корню *bʰel-. То, что «набухает и наливается светом», созревая и увеличиваясь в объеме, потом обязательно проливается вовне, оплодотворяя ту почву, в которую проникает. Так бывает со светом и теплым воздухом, которые, как и ВЛАГА льются. Так бывает и с сеющимся зрелым зерном, которое, падая в землю, сначала набухает, затем лопается и пускает в нее свою благодать: корни. ««Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги» (От Луки, 8:5-6). Заметим попутно, что русские слова СЕЯТЬ, СЕМЯ и СИЯТЬ – не просто созвучны. Они находятся в близком «ветвенном родстве», восходя к единому представлению, называемому словами СИЛА и СВЕТ. Без ВЛАГИ нет ни семени, ни сияния света, ни силы жизни. Отец СВЕТА, Господь Словом Своим благословляет мир и повелевает духам Света – ангелам Своим усмирять огонь, не давая ему изгонять воду из материи и лишать людей ВЛАГИ: «Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Книга пророка Даниила, 3:49-50). Породивший БЛАГО и родственный ВЛАГЕ древний корень*bʰel- «наливать(ся) светом, набухать, сиять» как по звучанию, так и по смыслу примыкает к еще одному восстановленному этимологами древнейшему корню *bʰuH- «появляться на свет, рождаться, возрастать». От корня *bʰuH- произошли древнегреческие Евангельские слова φῠ́ω /фуо/ «порождать, вызывать к жизни» и φύσις /фюзис/ «природа, порождение (Духа)». Весь физический природный мир пронизан светом Благодати Божией и пропитан ВЛАГОЙ – «огнем в воде». Недостаток влаги убивает как проросшее семя, так и человека, так и укоренившееся в человеческом сердце зерно истины – живое слово. «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду». (Апостола Иакова послание, 3:7-12). Если в человеческой речи изливается не благословляющая ВЛАГА любви, а яд злословия и ненависти, обезвоживается как источник яда, так и та почва, которая этот яд впитывает и принимает близко к сердцу, которое от этой отравы может очерстветь и обратиться в камень. «Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги» (От Луки, 8:5-6).

См. вода, дух, душа.