ВЛЕЧЕНИЕ

« Назад

ВЛЕЧЕНИЕ  28.10.2017 10:00

ВЛЕЧЕНИЕ – имя существительное, образованное от глагола влечь. Восходит к древнему корню *wel-/*wol- «притягивать путем вращения (как в водоворот)». Этот праязыковой первокорень чрезвычайно плодоносен во всех языках. Образ вращающейся спирали, удерживающей вещи на разных орбитах вокруг своего центра – это и наша спиральная галактика, и Солнечная система, и вид живой клетки под микроскопом, и волос, и срез ствола дерева, и вид отпечатка пальца человека. Весь круговорот жизни представляет собой совокупность влечений, вовлекающих все живое в свой оборот. Этимологи признают бесспорно этимологически однокоренными с влечением слова влечь, велеть, владеть власть, воля, вельможа, великий. Образ вращения лежит в основе всех влечений – как физических, так и духовных. Началом духовного влечения (вовлечения кого-либо во власть кого-то или чего-либо) всегда является особый вид вращения (оборота): обращение внимания. Иными словами, началом влечения является обращение человека к тому, что (или кто) привлекает его внимание.  Обращаясь к новому предмету, человек неминуемо отвращается от той силы притяжения, которая властвовала над его волей и влекла его к себе прежде. Обладая по подобию Божию свободой воли, человек может отвращаться от Бога путем преступления Его заповедей и своеволия. Те, кто отпадает от Бога, неминуемо оказываются во власти других, более для них привлекательных, но менее чистых и добрых духовных сил: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (в славянском оригинале «и къ мýжу твоемý обращéнiе твоé, и тóй тобóю обладáти (владеть) бýдетъ» (Бытие, 3:16). Противоположными духовными полюсами, притягивающими волю человека, согласно Библии, являются угодные Богу добрые дела и, с другой стороны, отвлекающий от Бога, но привлекающий и развлекающий волю человека грех. Греховные злые силы не имеют власти над человеком до тех пор, пока человек не будет ими прельщен и не увлечется ими по собственной воле: «И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (В славянском оригинале иначе: къ тебѣ́ обращéнiе егó (греха), и ты́ тѣ́мъ обладáеши (но ты тем владеешь)» (Книга Бытия, 4:7-8). Обращение ко греху и вовлечение самих себя во власть злых нечистых сил начинается с отвращения от Бога и с извращения человеком традиционных наследственных путей своего рода и народа: «тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими» (Книга судей Израилевых, 2:11-12). Отвратив от себя благодать Бога собственным озлоблением и своеволием, люди могут вновь привлечь к себе Его внимание и милость. Средством для обращения к Богу и привлечения Его милости, согласно Библии, служит молитва и пост: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись (в славянском оригинале «облекóшася» - от глагола влечь) во вретища, от большого (в оригинале – «от великого») из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем ( в оригинале – «облечены во вретища») люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Книга пророка Ионы, 3:5-10). Согласно Евангелию, новым единым духовным центром притяжения, привлекающим к Себе всех людей, стал принесший Себя в жертву и воскресший из мертвых Иисус Христос: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (От Иоанна, 12:28-32).

См. внимание, вращать, враг.