ВОЛК

« Назад

ВОЛК  22.02.2021 22:55

ВОЛК – Согласно данным современной этимологии, первоисточником этого слова является индоевропейская основа с лексическим значением «тащить». Ученые воссоздали эту основу в виде *wĺ̥kʷos «увлекающий, волокущий». Есть также начное предположение о том, что эта основа восходит к более простому древнему корню *welh- «рвать, терзать». ВОЛК корнесловно представляет собой хищника (вора), уволакивающего и разрывающего на части домашний скот. В русской культурной традиции домашними животными, которых ВОЛК ворует, уволакивает в лес и поглощает, являются, прежде всех, овцы и козлята («Волки и овцы», «Волк и семеро козлят»). Этимологически однокоренными и родственными слову ВОЛК некоторые ученые обоснованно считают санскритское वृक /vṛ́ka/ «»; древнегреческое λύκος /ликос/ (→ *lúkʷos→*wĺ̥kʷos); латинские lupus /люпус/ «волк» и, что особо интересно, Vulcānus «Вулкан» (языческое божество-кузнец). Предположение о вулкане вызывает интерес потому, что этот мифологический кузнец ковал ковы, то есть был наиболее коварен из всех, кто входил в окружение Юпитера. Вполне возможно, что коварство ВОЛКА в мифологии и сказках связано с корнесловным представлением о его ЛУКАВСТВЕ: способности хитростью увлекать в лес и пожирать невинных овец и самонадеянных шаловливых козлят. Этот образ из сказок народов мира присутствует и в Евангелии: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка (λύκον /ликон/), и оставляет овец, и бежит; и волк (λύκος /ликос/) расхищает овец, и разгоняет (σκορπίζει-рассеивает) их» (От Иоанна, 10:12). В словарной статье ОВЦА этого словаря уже было разъяснено, что ОВЦЫ в притче Христа «О дворе овчем, Двери и Пастыре» представляют собой мысли человека, которым следует исходить из «овчего двора» мыслящей человеческой души Дверью – Словом Божьим. Когда воплощенное Слово Отца Иисус Христос как Пастырь овцам выводит своих овец, Он зовет их по имени, и овцы (мысли и помыслы) текут за Ним, потому что знают Его голос. Здесь также уместно вспомнить Боговдохновенный образ из второй молитвы святого Иоанна Златоуста в Последовании ко святомц причащению: «Да не на мнозе удаляяйся от общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». «Мысленный волк» — это, согласно толкованиям святых отцов, корень любого дурного помысла, который коварно вкрадывается в разум и сердце человека. Рассеивая овец-мысли, мысленный волк делает сосредоточенного в молитвенном Богообщении человека рассеянным, подверженным соблазнам и легкомысленным заблуждениям –духовному блуду и удалению от Христа – воплощенного Сына и Слова Божьего. Коварство ВОЛКА и его таинственная (вероятно, табуированная в народном фольклоре) связь с кузнецом-ковалем раскрывается в древней русской народной сказке «Волк и семеро козлят». В дошедшем до нас средневековом варианте этой сказки ВОЛК, вначале, говорящий с козлятами грубым чужим голосом, трижды обращается к кузнецу. Кузнец перековывает ему голос на более тонкий и похожий на голос матери-козы. В итоге, легкомысленные козлята «отпираются, отворяются», и ВОЛК поглощает шестерых из них. Спасается только седьмой, самый разумный козленок, который прячется от ВОЛКА в печи – прибегает к помощи домашнего очага. В конце сказки мать-коза ударом рогов распарывает брюхо коварного ВОЛКА и спасает шестерых своих заблудших и попавшихся на уловку козлятушек по подсказке седьмого разумного. Если ВОЛК в этой сказке – мысленный, а козлята – аллегории помыслов человеческой души, то коза – это разумная часть души, порождающая свои помыслы, взгляды, убеждения и верования. Молочко, которое приносит коза с пастбища – это воспитание мыслящих сил души новыми жизненными впечатлениями, переживаниями, опытом. «Матушка пришла, молочка принесла!» - воскликнули легковерные козлята, услышав тонкий перекованный кузнецом голос мысленного волка. Мыслям постоянно нужна духовная пища: новая информация. Этим стремлением козлят воспитаться молоком под девизом «Хочу все знать!» и пользуется коварный мысленный ВОЛК. Вместо того, что воспитываться чистой духовной пищей на трапезе Премудрости Божией, многие люди издревле отступают от Заповедей и Закона Божьего, питаясь заманчивой скоромной информацией, которую подбрасывает им как приманку лукавый мысленный ВОЛК: «пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы. За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их» (Книга пророка Иеремии,5:6). Одной из самых сладких информационных приманок, которой ВОЛК и теперь выманивает не только козлят, но и смиренных кротких мысленных овец из «овчего двора» наших душ, являются пророческие предсказания и гадания о «светлом» будущем, удачах и волшебных способах стать счастливыми: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (От Матфея, 7:15).

См. ковать, коза, овца