ЖДАТЬ

« Назад

ЖДАТЬ  14.05.2020 00:55

ЖДАТЬ – одного корня с более архаичным (близким к первоначальному языку) глаголом ГОДИТЬ, точнее, *гъдить, в котором после выпадения краткого гласного /ъ/ произошел переход согласного звука /г/ в звук /ж/, и получилось *ЖДИТЬ – ЖДЕТ – ЖДАТЬ. Память о том, что между /ж/ и /д/ в этом слове когда-то чередовались разные гласные звуки, сохраняется в этимологически однокоренных словах ожидать, годить, годность, негоже (так делать); год, погода, погожий, угодить, угождать. Дошедшее до наших дней древнее устойчивое словосочетание НЕЖДАННО-НЕГАДАННО указывает на близкое «ветвенное» родство этого гнезда слов с глаголом ГАДАТЬ. Этимологи восстановили древний корень глагола ЖДАТЬ/ГОДИТЬ в виде *ǵʰewd- «излить (на), окропить влагой», а глагола ГАДАТЬ: *ǵʰed- «вбирать, впитывать (влагу)». Единая основа этих корней *ǵʰe- и согласный d на конце, по-моему, указывает на исходное глубокое родство ОЖИДАНИЯ и ГАДАНИЯ. Слова, произошедшие от родственных древних корней *ǵʰewd- «изливать (на), кропить влагой» и *ǵʰed- «вбирать, впитывать (влагу)» в разных мировых языках, указывают на изначальное корнесловное родство глаголов ЖДАТЬ и ГАДАТЬ, во-первых, с утолением жажды, и, во-вторых, с религиозными возлияниями влаги во время жертвоприношений. Слово ЖАЖДА в русской культуре связано со ЖДАТЬ образом «сохнущего» человека, который, находясь в ожидании, сохнет по кому-либо или по чему-либо, то есть испытывает сильную духовную жажду. Этимологи возводят ЖАЖДУ к тому же древнему корню, что и в литовских словах geidžiù «жаждать» и gaĩdas /гайдас/ «страстное желание». Древний корень этих слов воссоздан в виде *gʷʰedʰ- «умолять, выпрашивать», явно близком к *ǵʰewd- «лить». В русских диалектах еще сохранился однокоренной глагол ЖАДАТИ «страстно желать, жаждать». Образ слезной мольбы, или сердечного молитвенного излияния объединяет все эти слова и понятия, раскрывая суть того, что мы называем глаголом ЖДАТЬ. Те, кто ЖДЕТ по-настоящему и долго, иссыхают потому, что «все слезы выплакали». Когда человек получает ОЖИДАЕМОЕ, на его глазах тоже появляются капли слез радости – от избытка благодати и благодарности, переполняющей сердце. Согласно Священному писанию, главное и первое, чего ЖАЖДЕТ и ЖДЕТ все живое, в том числе, человек, это благое орошение сохнущей души и плоти животворящей влагой – ДОЖДЕМ. ДОЖДЬ начинает течение реки жизни: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Бытие, 2:3-10). По-моему, глагол ЖДАТЬ и воссозданный учеными древний корень этого слова*ǵʰewd- «излить (на), окропить влагой», или воссозданный для ГАДАТЬ *gʷʰedʰ-, как и все другие многосложные слова, изначально является составным. Первая часть ǵʰew или *gʷʰe содержит корнесловный образ «жаждать, сохнуть без благодатной влаги», а вторая *dʰ(ew) – «утолять жажду, впитывать ожидаемую благодать». В этой логике Библейский ДОЖДЬ родствен глаголу ЖДАТЬ на основе второго корня *dʰ(ew) «утолять жажду». Этимологи так и воссоздают древний корень слова ДОЖДЬ: *dʰewh- «падающая роса». Однокоренным считают английское слово dew /дью/ «роса». Получается, что слово ЖДАТЬ содержит в своих древних корнях два связанных с влагой образа действия: «излить (на), окропить влагой» и «утолять жажду». В сочетании эти образы порождают единое представление об ОЖИДАНИИ: «вера и надежда на то, что жажда сохнущих будет утолена». «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет διψήσει опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (От Иоанна, 4:5-15). Вода живая, о которой Господь сказал самарянке у колодца Иакова – это истинная вера в благодать Божию: вечную жизнь в любви Христовой. Об этой вере как о главном ОЖИДАНИИ человечества повествует Евангелие: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Апостола Павла послание евреям, 11:1). Те из нас, кто ожидает видимого, получат видимость утоления своей жажды, а потом и новую, иногда еще большую жажду. Те же, кто, угождая Богу, ожидает осуществления невиданных ранее обетований Божьих, «не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (Апостола Павла первое послание Коринфянам, 2:8-16). ЖДАТЬ – это всегда трудно. Как трудно бывает жаждущим и не имеющим воды, мерзнущим и не имеющим тепла, болеющим и не имеющим исцеления. Главный труд ОЖИДАЮЩЕГО заключается в благоразумном, смиренном и кротком терпении, образцом которого послужил нам Сам Господь Бог: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не хотя, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим (προσδοκῶντας)и желающим (σπεύδοντας) пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем (προσδοκῶμεν)нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая (προσδοκῶντες) сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (Апостола Петра второе послание, 3:9-14).

См. гореть, жить, чаять