ЖИВОЙ

« Назад

ЖИВОЙ  30.09.2019 08:41

ЖИВОЙ (ранее ЖИВЫЙ, то есть ЖИВУЩИЙ) – от двух древних корней: 1) *gweie- «набирать жизненные соки»>« становиться способным жить» - тот же, что и в русском слове ГОИТИ (по Далю «говеть, жить, здравствовать, заставить жить» и 2) *wer- «гореть на огне, варить(ся)» - тот же, что и в русском слове ВАРИТЬ(ся). К первому корню восходят однокоренные с ЖИВОЙ слова жир, живица (смола), жизнь, жито, жить, живот. Близкородственным является слово жидкость, происходящее от корня *gwei-dh «слизь, жир». Накопленный созревшим для жизни зародышем ЖИР – жидкость, содержащая в себе необходимую для жизни энергию, - в начале возгоревшейся жизни начинает согреваться и перевариваться, обращая энергию в силу жизненного роста и деятельности. Второй корень *wer- «гореть на огне, варить(ся)» породил такие слова, как латинское vivere «жить, быть живым», английское liver «печень» (первый корень здесь тот жи, что в липнуть, липкий, а второй – *wer-), санскритское व्रण /врана/ «варить, кипятить». Появившись на свет, живой организм начинает буквально кипеть жизнью: «жизнь кипит». Сочетание образов *gweie- «набирать жизненные соки» > « становиться способным жить» и *wer- «гореть на огне, варить(ся)» порождает единое представление о всем ЖИВОМ и ЖИВУЩЕМ: это организм, который, потребляя жидкую и твердую пищу и переваривая ее, обращает полученное питание в действия и поступки, а воспитание – в переживания, мысли и чувства. Жизнь живущего человека, с одной стороны, течет как жидкость и бывает подобна в своем течении воде в реке. Жидкая вода – это основа жизни. С другой стороны, быть ЖИВЫМ значит постоянно гореть плотью и душой, переваривая как материальную, так и духовную жидкую пищу (текущие мысли). Получается, что все живущее – это горение внутреннего огня в текущей жидкости. Временная жизнь приводит к выгоранию и распаду высохшего вещества в прах земной. Человек, живущий только как животное, но не горящий любовью Христовой, еще при жизни мертвой душой –внутренне холодным, равнодушным, но кипящим адским огнем порочных страстей. Вечная жизнь, исходящая от Слова Божия Иисуса Христа, напротив, согревает и просвещает безжизненный земной прах, воскрешая богоподобного человека как источник живой воды, в которой постоянно горит свет Истины: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (От Иоанна, 7:37-39). Верующий и горящий любовью во Христе человек становится вечно живущим уже в этой временной жизни, несмотря на постепенное умирание плоти. Об этом говорит в своем послании апостол Павел, имея ввиду каждого человека: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Апостола Павла послание Галатам, 2:19-20). Человек, в котором живет Слово Божие Иисус Христос, умерев, не будет полностью пожран смертью вместе со своей тлеющей плотью. Во Христе такой человек вечно имеет связь с Источником Жизни в Небесном Отечестве. Он обязательно воскреснет: обновившись плотью, возгорится нетварным огнем и светом вечной жизни: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (От Иоанна, 6:47-58).

См. гореть, живот, хлеб.