Слова:

ИНТЕРЬЕР

ИНТЕРЬЕР – в русский язык этот термин пришел из французского совсем недавно: в двадцатые годы двадцатого века.  Происходит этот термин от латинского *interrō /интерро/ «хороню, прячу в землю»: от in- /ИН-/ «в, внутрь» +‎ terra /ТЕРРА/ «земля». В латыни и в современном английском языке имя прилагательное interior /интериор/ означает «внутренний, глубинный». По сути, каждое помещение, созданное или выбранное человеком для того, чтобы жить внутри него, является ИНТЕРЬЕРОМ: пещера, землянка, деревянные или каменные хоромы/храмы (одного корня с хоронить/хранить). Созданное из праха земного человеческое тело корнесловно тоже представляет собой ИНТЕРЬЕР: храм, в котором пребывает душа и дышит дух на протяжении земной жизни. Частями внутреннего убранства – ИНТЕРЬЕРА храма человеческого организма являются все внутренние органы, а также жидкие среды: кровь, лимфа, вода. Во всех органах, в крови, в лимфе и воде нашего тела живет душа и дышит дух, который снабжает кровь и плоть как кислородом, так и чистой энергией Духа Святого – благодатью Божьей. В ИНТЕРЬЕРЕ, то есть внутри праха земного обитает живая душа и присутствует животворящая энергия Духа Бога Отца, вдохновленная Им во всю плоть земную при сотворении Адама. Мы живем в земле – в ИНТЕРЬЕРЕ, или, по-русски говоря, во ВСЕЛЕННОЙ, которую дал отцам нашим Господь Бог: «Вселю́ ва́съ на мѣ́стѣ се́мъ, въ земли́ (в латинском тексте in terra /ИН ТЕРРА/), ю́же (которую, дословно «ее же») да́хъ отце́мъ ва́шымъ от вѣ́ка да́же и до вѣ́ка». Вся Вселенная, сотворенная Богом для вселения в нее людей, - это наш храм (хоромы. частями ИНТЕРЬЕРА храма мироздания являются звезды, планеты, кометы, черные дыры и все другие вещи, включая и тела людей. Каждое тело человеческое – это та капля в океане, в которой содержится весь океан – тот храм, в ИНТЕРЬЕРЕ которого живет душа Божья и может пребывать Бог Творец. Надо только очистить внутренность храма от нечистот: навести порядок в ИНТЕРЬЕРЕ: «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (От Иоанна, 2:16-21). Латинское слово ТЕРРА, составлет основу ИНТЕРЬЕРА и присутствует еще в таких словах, как интерес «то, что есть во всех землях», терьер «норная землеройная собака», территория «пространство земной суши». По мнению ученых-этимологов, оно восходит к древнему корню *ters- «сухой». К этому же корню возводятся такие родственные слова, какдревнегреческое τέρσομαι /терсомэ/ «сохнуть»; санскритское तृष्यति /tṛ́ṣyati/ «жаждать, сохнуть, страдать от обезвоживания»; английское thirst «жажда». Итак, ТЕРРА, в которой устраивается ИНТЕРЬЕР – это не просто земля, а суша, которая не может жить и распадается в мертвый прах без животворной влаги. Вряд ли человек сможет долго жить даже в самом богато обставленном и благоустроенном ИНТЕРЬЕРЕ без влажной уборки помещений, протирания пыли и проветривания – не чем будет дышать. 


04.05.2020 14:24/читать дальше...
ВКУС

ВКУС – приставочное образование от КУСАТЬ, Приставка несет В- себе образ проникновения внутрь. Наряду с приставкой В- «внутрь» надо вспомнить и антонимичную приставку ИЗ- «изнури наружу», породившую такие слова, как ИСКУСНЫЙ, ИСКУССТВО, ИСКУШЕНИЕ. В основе КУСАТЬ важно видеть наличие носового звука, который еще сохранялся в славянском кѫсати с носовым ѫ «юс». Носовой звук «юс» несет в себе образ произношения со сжатыми зубами – сквозь нос. Когда вкушают пищу, сжимают зубы, чтобы откусить свой кусок. Этот образ точно передается в поговорке «Это тебе (не) по зубам». Основной корень –КУС восходит к древнему носовому *kǫ̑sъ /конс/ «кусок, оторванная частица». Однокоренными ученые считают древнегреческие κνώδων /knódon/ «нож, левие»; κνώδαλον /knṓdalon/ «дикий зверь, хищник». В санскрите от этого же корня произошло слово खादति /khā́dati/ «жевать, откусывая», которое со временем стало переосмысляться как «поедать» и даже «убивать». Чтобы почувствовать ВКУС съедаемой вещи, надо попробовать ее «на зуб» - прокусить поверхностный слой. Все, что «по зубам», съедобно, и буквально ВКУСНО. Образ ВКУСА как возможности ВКУСИТЬ пищу наиболее ярко изобразил в своей басне о лисице и винограде Эзоп (около 600 г до н. э). Смысл басни прост: все, что не по зубам, лукавые люди объявляют невкусным. ВКУС пищи согласно Евангельскому учению Иисуса Христа определяется, во-первых, ее пригодностью для вкушения (чтобы была не слишком твердой и не обламывала зубы) и, во-вторых, ее полезностью и безопасностью для усвоения (чтобы была не ядовита): «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (От Матфея, 7:9-11). Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на эти строки о вкусной и здоровой пище разъясняет: «Здесь Господь учит нас, что должно просить полезного. ««Ибо вы», - говорит, - видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского». Итак, изначально ВКУСНОЙ называли только полезную пищу, пригодную для безопасного и благополучного ВКУШЕНИЯ. Все остальное – от лукавого. Нарастающая по мере развития цивилизации изощренность в выборе и приготовлении пищи, называемая еще «утонченный ВКУС», привела к отрыву понятия «ВКУСНОЕ» от его первоначального смысла «доступное и полезное для вкушения». Постоянный большой выбор легко доступной разнообразной еды с усилителями вкуса привел к извращению ВКУСОВ современного человека и к противопоставлению (антонимии) вкусного и полезного: «Первое правило диетологии: если это вкусно, значит, это вредно для вас» (Айзек Азимов). Из необходимости и главного условия выживания ВКУШЕНИЕ особо приготовленной пищи постепенно превратилось в одно из главных развлечений человечества. Вместо здравой логики «Если голоден и хочешь ВКУСИТЬ пищу, сосредоточься и потрудись», укоренилась иная логика, ведущая к ожирению и чревоугодию: «Если скучаешь и хочешь развлечься, потребляй побольше ВКУСНЕНЬКОГО». Сформировалась целая культура, основанная на искусстве приготовления самой вкусной пищи с целью развлечения. На способности гурманов различать оттенки, «нотки» и композиции вкусов утвердился новый культ острых ощущений. Шеф-повар стал культовой фигурой: жрецом. Кафе, бар и ресторан стали альтернативой храму, а особые виды редкой вкусной пищи – драгоценными дарами. «Не делайте из еды культа!» - призывали советские юмористы Ильф и Петров во времена НЭПа. Их призыв повторил суть поучения античного философа Сократа: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Культ еды изменил и смысл слова ВКУС, и представление современного человека о насущном хлебе. 


04.05.2020 14:14/читать дальше...
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССОР

ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССОР – сразу заметим, что, по данным научной этимологии, однокоренные термины ПРОФЕССОР и ПРОФЕССИЯ порождены древнегреческим словом προφήτης /профетес/ «прорицатель». Они пришли в русский язык из немецкого и французского в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Славянская калька, снятая монахами-переводчиками Священного писания с греческого προφήτης, в точности повторяет строение и логику исходного слова: приставка ПРО- + основа –РОКЪ «речение, течение речи, произносимое во вне» = ПРОРОК, или «прорицатель». Приставка ПРО- «проникновение прямым путем сквозь препятствие» является здесь той же, что и в греческом προ-, и в немецком и во французском. Профития как особый род вещания-проповедания-проповеди произносится помимо сознания говорящего в состоянии исступления (экстаза), когда дух провозвестника проникает сквозь границы настоящего времени и физического пространства в духовный вневременной мир. Немецким ПРОФЕССОРАМ и французским ПРОФЕССИОНАЛАМ тоже приходится проникать в суть вещей, преодолевая множество внешних препятствий, которые искажают и скрывают ту суть, до которой они стараются дойти. Древний корень, которому восходит приставка и предлог ПРО, восстановлен учеными в виде *per- «перед, прямо, первый». Важно видеть, что прямое проникновение сквозь препятствие подразумевает не только предсказания о будущем во времени, но и способность видеть сквозь материальное препятствие, например, сквозь стену, повязку, или сквозь пелену внешней слепоты. Те, кто сомневался, что перед ними ПРОРОК, завязывали ему глаза и предъявляли ему вещи, чтобы он назвал то, чего не может видеть внешним зрением. Подобным образом язычники издевались над приговоренным за пророчества к смерти Иисусом Христом: «и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки(прорцы́, προφήτευσον /профетевсон/, латинский текст Prophetiza /профетиза/), кто ударил Тебя?» (От Луки, 22:64). Все же наибольшую ненависть духовно слепых людей вызывают те профессиональные исследователи и прогнозисты (про «сквозь» + гнозис «знание» = прогноз «предсказание») которые, открывают этим слепцам глаза на ошибочность и будущие плохие последствия их поступков в настоящем времени: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (От Матфея. 23:29-37). Исходя из образного представления. Скрытого в первом древнем корне приставки ПРО-, можно определить ПРОФЕССОРА и ПРОФЕССИОНАЛА как человека, который «видит все насквозь» и прямо говорит о последствиях принимаемых решений и действий. Тот, кто не видит «дальше своего носа» и не может прямо сказать о невероятном, которое скоро станет очевидным, не может считаться ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ специалистом, тем более, ученым ПРОФЕССОРОМ. Второй древний корень слова προφήτης /профетес/, «калькированный» славянами как –РОКЪ и повторенный в ПРОФЕССОР и ПРОФЕССИЯ, ученые восстановили в виде *bha-/*bʰeh- «говорить». Этот же корень породил русские баять, баюн, байка, краснобай.


24.04.2020 22:22/читать дальше...
ЦАРЬ

ЦАРЬ – слово, однокоренное с цезарь, кесарь, кайзер, кайсар, восходит к двум древним корням: *k(h)ewd- «проникать к цели, разрывая ее покровы» и *(w)her- «править, делать (путь) прямым». Этимологи восстановили однокоренное протогерманское слово *kaisaraz /кайсараз/ «царь», в котором особый интерес представляет проявление второго древнего корня *(w)her- в виде -raz. Думаю, что в сочетании этих корнесловных образов скрыто представление о верховном правителе, проникающем при помощи жертвоприношения в иной мир, чтобы возвратиться и сплотить народ вокруг себя. Первый корень *k(h)ewd- «проникать к цели» тот же, что и в русском слове кинуть, кидать; в болгарском ки́на «рву»; в немецком schießien /шизен/ «стрелять», в английском shoot /шут/ «стрелять»; санскритском चोदते /кодате/ «одушевлять»; в древнегреческом Σκύθης /скифы/ «проникающие, быстро передвигающиеся», то есть «кочевники, быстро проникающие в чужие земли». Слияние звуков /к/ и /с/ (/к/ай/с/ар) в единый согласный /ц/ в первой части ЦА-, по-моему, указывает на присутствие в древнем корне, восстановленном учеными как *k(h)ewd- , образа «союз, собрание, соединение раздельных частей в единую суть». Слог русского слова ЦА- сложен из двух слогов «ке-/кай» и «са» предшествовавших ЦАРЮ слов кесарь и кайсар. «Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать (греческое συναγαγεῖν /синагагейн/) все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Книга пророка Исайи, 66:16-18). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав (συναγαγὼν /синагагон/) всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» (От Матфея, 2:1-4). В древнегреческом исходном тексте Евангелия вместо русского перевода ЦАРЬ везде стоит слово βᾰσῐλεύς (/басилеус/ или /василиеус/). ЦАРЬ собирает свой разрозненный народ воедино. Он же собирает и посылает своих воинов на брань с врагами, которые разобщают народ его царства: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают (συλλέγεται /силлегетэ/) плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (От Матфея, 13: 37-43). Образ «собирание воедино» в этимологии первого корня слова ЦАРЬ подразумевает не только собирающего (самого царя), но и всех подданных его царства, которые должны собираться и собирать других вместе с ним: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает (συνάγων /синагон/) со Мною, тот расточает» (От Матфея, 12: 28-30). Итак, как ЦАРЬ невозможен без собрания воедино всех подданных своего царства, так и единство как народа, так и внутреннего духовного мира человека невозможно без ЦАРЯ. Во втором древнем корне слова ЦАРЬ, *(w)her- «править, делать (путь) прямым», содержится тот же корень, что и в латинских именах существительных regnum /регнум/ «царство» и Rex /рекс/ «царь». 


24.04.2020 22:07/читать дальше...
АВГУСТ

АВГУСТ – по мнению современных ученых-этимологов, восходит к древнему корню, восстановленному ими как *hewg- «проявлять могущество, преумножать, увеличивать». Сразу заметим важнейшее чередование гласных: со временем характерный для восточных (семитских) языков гласный /е/ в этом древнем корне изменился на латинской почве в /а/ и /хев/ стало читаться как /ав/. В славянскую культуру и в русский язык это слово пришло из Римской империи, где прилагательное augustus /августус/ означало к началу нашей эры «могущественный, царственный» и осознавалось как производное от латинского глагола augeō /аугео/ «усиливать, увеличивать, распространять». В Римской империи титул АВГУСТ в значении ««священный», «великий» впервые присвоил себе Юлий Цезарь (27 год до н.э. – 14 год н.э.). При Диоклетиане (284 – 305) титулом АВГУСТ стали величать только единоличного правителя империи, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти, в отличие от цезарей — младших соправителей с ограниченными полномочиями. В эпоху античности (до Рождества Христова) и в начале нашей эры политика АВГУСТОВ, то есть единоличных правителей Римской империи, заключалась в распространении своего влияния на как можно большее количество земель, народов и государств. Практически все АВГУСТЫ того времени носили также титул верховных Авгуров – председателей коллегий жрецов-гадателей, которые оказывали решающее влияние на политику империи. Коллегии Авгуров включали при разных императорах-АВГУСТАХ от 12 до 18 «специалистов». Они разделяли небо по секторам наблюдения и по полету птиц предсказывали успех или неудачу намеченных экспансий. Слова АВГУСТ и Авгур – однокоренные. В дошедших до нас представлениях древних римлян оба они родственны латинскому имени существительному avis /авис/ «птица». Современные этимологи восстановили древний корень слова avis в виде *héwis «птица». В словах АВГУСТ и Авгур, происходящих от корня *hewg- «проявлять могущество, преумножать, увеличивать», а также Авис, восходящего к корню *héwis «птица», есть единый первый корень *hew- «жить». По-моему, существует явное корневое родство между нарицательными именами АВГУСТ, авгур, авис «птица», а также именами собственными Ева (в восточных языках Хева или Хава), Евгений. Земная жизнь человеческой души, подобно птице, быстро пролетает между водами, которые над Твердью (Небом) и водами под Твердью (моря и суша Земли). Важно верно избрать направление и цель полета. В ряд родственных с АВГУСТ по первому корню слов надо еще добавить латинское слово aquila /аквила/ «орел», первый древний корень которого, *ahw-, родствен *hew- /хев/. Надо заметить, что в современных словарях и справочниках нет данных о корнесловном родстве этих слов. Есть, правда, восстановленное этимологами созвучное и близкое по смыслу протогерманское слово *ahwō /ахво/ «воды, реки». Это слово считают родственным латинскому aqua /аква/ «вода». Вероятно, словом аквила римляне изначально называли морского (водного или рыбного) орла. Связь образов женского материнского начала и водной стихии матери Земли, скрытых в корнях слова АВГУСТ, прослеживается в мифологиях и культурах очень многих народов мира. Есть она и в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (в латинском тексте aquas /аквас/ «водами»)» (Книга Бытия, 1:2). Корень *hew- содержит в себе сакральный (святой и табуированный во многих религиозных культах) образ «сила женского плодородия, земной жизни». Древнееврейский глагол חַי /кхау/ или /(к)хьв/ «жить», сохранивший этот образ, лежит в основе имени חַוָּה‎ /ḥawwā/, по-гречески Εὔα /Eúa/, по-русски Ева «жизнь». 


24.04.2020 21:50/читать дальше...
ЯЙЦО

ЯЙЦО – согласно общему мнению российских ученых этимологов, восходит к древнему общеславянскому корню aje «яйцо», родственному с древненемецким ei («яйцо»), с греческим oion и латинским ovum «яйцо». То есть, по мнению наших ученых яйцо – это яйцо. Правда, в одной из наиболее современных статей наших этимологов указно, что «Неоднократно предполагали родство с латинскому avis «птица», греч. ἀετός «орел» (https://lexicography.online/etymology/я/яйцо). В поисках корнесловных образов, скрытых в слове ЯЙЦО, приходится обратиться к последним изысканиям зарубежных этимологов, которые и будут рассмотрены в начале данной статьи. Древнегреческое слово ᾠόν /ōión/ ученые возводят к древнему корню *hōwyóm /хоуйом/ «яйцо», который предположительно происходит от *héwis /хеуис/ «птица». Помимо корневого родства с ᾱ̓ετός /āetós/ «орел» авторы этой гипотезы считают родственным и οἰωνός /oiōnós/ «вещая птица», «буревестник (?)». Поскольку ЯЙЦО- ᾠόν /ōión/ является одним из ключевых в образной символике Евангелия, предлагаю читателю немного помучиться и вникнуть в его корнесловие поглубже, чтобы, согласно латинской поговорке, получить возможность воспринять первый выпуск словаря «Глаголъ» ab ovo «от ЯЙЦА»: «от начала до конца». Миф о сотворении мира из ЯЙЦА свойствен культурам множества народов. Из яйца рождается или Вселенная, или верховное божество, творящее вселенную. Традиция красить яйца, украшая их особым орнаментом, имеет многотысячелетнюю историю. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до Рождества Христова. Само слово Египет по моему предположению, основанному на исследованиях многих ученых, родственно ЯЙЦУ: hut-ka-ptah /хут-ка-птах/. Пиктограмма (картинное письмо) с похожим звучанием была найдена среди древнейших Египетских надписей. Даже сейчас Египет, точнеее, Еги-Птах переводится учеными как «страна бога Птаха», которого изображали пернатым, часто с головой орла (ᾱ̓ετός /āetós/ «орел» - слово, однокоренное с ЯЙЦО). Заметим, что имя божества с головой орла Птах и родственное древне-русское название птицы птах (мужского рода) восходят к тому же корнесловию, что и прибалтийские названия ЯЙЦА: литовское раũtаs /паутас/ «яйцо» и латышское pàuts «яйцо». 


14.04.2020 09:45/читать дальше...
СЕМАНТИКА

СЕМАНТИКА – от древнего корня, восстановленного учеными в виде *dʰyeh- «замечать». Термин СЕМАНТИКА произошел от древнегреческого слова σῆμᾰ /сема/ «знак, отметина». Этимологи считают однокоренным с σῆμᾰ /сема/ санскритский глагол ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать». Думаю, что корень *dʰyeh-   – составной. Он порожден более ранним и простым корнем древним *dʰey- «дух». В словах σῆμᾰ /сема/ и ध्यायति /dhyāyati/ этот корень повторяется, создавая образ «дух в духе», то есть «проникновение мысли человека в духовный мир при помощи особого дыхания». Как научная отрасль СЕМАНТИКА занимается исследованием языковых единиц с целью проникновения в суть языка и постижения его устройства. Как религиозная медитавная практика, называемая еще МАНТИКОЙ (μαντική), СЕМАНТИКА занимается восприятием и толкованием знамений Духовного мира. Например, в Древней Греции и Риме мантикой занимались жрецы-гадатели, которые толковали знамения и пророчествовали, обычно прибегая при этом к особым приемам ДЫХАНИЯ (*dʰey-) для общения с духами. В восточных культах, связанных с ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать», «правильное» дыхание является главнейшим условием вхождения в транс и последующего успешного путешествия в духовные миры. В Древней Греции, из которой термин СЕМАНТИКА пришел во все мировые языки, слово σῆμᾰ /сема/ имело множество значений помимо «знака». Им называли и особые отметины у животных, и надгробные камни со знаками, а затем и сами могилы умерших, и секретные пароли, и сигналы, использовавшиеся армией в бою, и знамения свыше. Этим же словом гадатели и предсказатели-астрологи называли созвездия на небе. В Священном писании слова, родственные с СЕМАНТИКОЙ и производные от σῆμᾰ /сема/ являются одними из ключевых, начиная с первых строк Ветхого Завета: «И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений (σημεῖα /семейа/), и времен, и дней, и годов» (Книга Бытия, 1:13-14). Судя по тексту Книги Бытия, умение читать знамения Божии, то есть владение СЕМАНТИКОЙ и как наукой, и как искусством Богообщения было присуще уже первым людям на Земле: «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение (σημεῖον /симейон/ - тот же корень, что и в СЕМАНТИКА), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Книга Бытия, 4:13-15).


08.04.2020 08:30/читать дальше...
ХАРИЗМА

ХАРИЗМА – по данным этимологических словарей, восходит к тому же древнему (протоиндоевропейскому) корню*ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем», что и термин евхаристия ««благодарение», такие греческие слова, как εὐχαριστῶ/евхаристо/ «благодарю (вас), спасибо», χαίρω /khaírō/ «я счастлив(а)»; санскритское हृत /хърта/ «я очарован(а), польщен(а)». В близком ветвенном родстве с ХАРИЗМОЙ, по-моему, находятся такие русские слова, как ГРЕТЬ, ГОРЕТЬ, ЖАР, ЖЕРТВА, ЖРАТЬ, обычно возводимые этимологами как несколько иначе восстановленным ими же древним корням *gʷʰer- и *gʷerh-. Главное, что роднит эти греческие, санскритские и русские слова – это не столько внешняя фонетическая близость, сколько единый образ горения. К этому же корню *ǵʰer- с расширителем *dʰ «дух» (*gʰer-dʰ-) этимологи относят название античных женских божеств красоты, грации и изящества: ХАРИТЫ - идолы (определение из Википедии). В римском языческом пантеоне харит называли именем ГРАЦИЯ «изящество, прелесть». В современном итальянском языке это слово в форме grazie /грациэ/ означает «спасибо», как и εὐχαριστῶ/евхаристо/ в современном греческом. Согласно греческой мифологии, Хариты были постоянными спутницами девяти муз (μοῦσαι /мусэ/ — «мыслящие»). Музы, дочери божества памяти Мнемозины, являются олицетворением мыслей, мышления человека. То, что их неотступно сопровождают Хариты, символизирует неразрывную связь между мыслью и горячим чувством, духовной жаждой человека. Харит или Граций, наделяющих своих почитателей ХАРИЗМОЙ как внутренним огнем, в античной мифологии было три: 1) Агла́я (Ἀγλαϊα «ликование», «блеск»). К тому же древнему корню, что и это имя восходит современное слово ГЛАМУР. 2) Евфроси́на (Εὐφροσύνη «благомыслящая»). Основной древний корень этого слова *gʷʰren- «душа, ум», ветвенно родствен *gʷʰer- «гореть». Если Аглая распаляла плотское вожделение, то Евфросина зажигала огонь страстных мыслей и духовной жажды. 3) Та́лия (Θάλεια «цветущая, изобилующая»). Талией теперь называют часть человеческого тела между грудной клеткой и бедрами – живот. Вероятно, три Хариты, от которых и поныне зависит ХАРИЗМА как внешняя привлекательность и очаровательность человека, олицетворяли собой три части тела: Евфросина – голову, Аглая – грудь, Талия – живот. Знаменитую в античном мире гетеру Таис Афинскую греки почитали как «четвертую хариту». На мой взгляд, имя существительное ХАРИЗМА в современном международном обиходе стало одним из наиболее оболганных, извращенно толкуемых и поэтому духовно опасных слов. Причины опасности именования человека харизматичным в современном смысле «привлекательный, обаятельный, прелестный, очаровательный» кроются в двойственной природе внутреннего духовного огня. Огонь внутреннего горения (жажды) может быть Небесным животворным или адским смертоносным. Во время ЕВХАРИСТИИ после призывного возгласа «Горе «к Вышним» имеем сердца!» сердца верующих и любящих Бога участников Литургии загораются святым огнем (ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем»), который святые отцы Церкви называют нетварным. Этот благодатный огонь нисходит свыше. Он очищает и наполняет на протяжении Богослужения и голову (мысли), и сердце (эстетические чувства), и чрево (биологические чувства). 


06.04.2020 18:59/читать дальше...
ВИРУС

ВИРУС – по данным ученых этимологов это слово восходит к «протоиндоевропейскому» древнему корню *wisós «поветрие, слизь, яд». От этого же корня произошло санскритское слово विष /viṣá/ «яд», древнегреческое ἰός /иос/ «яд, отрава», В латыни, из которой это слово пришло во многие современные языки, вирусом (virus) называли не только яд и отраву, но и неприятный запах похоти готовых к спариванию агрессивных самцов диких животных, распространяющийся в воздухе. Интересен омоним (такое же по звучанию и написанию, но происходящее от другого корня слово) древнегреческого ἰός /иос/ «яд, отрава»: ἰός «стрела, выпущенная из лука». В санскрите тоже есть близкое по форме к विष /viṣá/ слово /íṣu/ «стрела из лука», которое, по некоторых ученых, происходит от того же корня, что и греческое ἰός «стрела». По-моему, образ проникающей и поражающей жертву стрелы содержится во втором древнем корне слова ВИРУС: *rъ- «разить, проникать». Сочетание двух корнесловных образов *wisós «поветрие, слизь, яд» и *rъ- «разить, проникать» порождает единое представление о ВИРУСЕ как о хитрой ядовитой вещи, проникающей в живые организмы с целью их заражения своим семенем и паразитарного размножения внутри своих хозяев. «Не убо­и́шися от­ стра́ха нощна́го, от­ стрѣлы́ летя́щiя во дни́, от­ ве́щи во тмѣ́ преходя́щiя, от­ сря́ща (в греческом тексте συμπτώματος /симптоматос/) и бѣ́са полу́ден­наго» (Псалом Давида 90: 5-6). Подобно стреле, вирус поражает здоровые клетки живого организма и, проникнув внутрь, заражает его своим разрушительным ядом, вызывая симптомы отравления. В основе вирусного заражения лежит любовь к лести и «сладкому яду желаний» – игра на естественных человеческих слабостях и похотях: «Якоже е́сть пи́сано, я́ко нѣ́сть пра́веденъ никто́же: нѣ́сть разумѣва́яй и нѣ́сть взыска́яй Бо́га: вси́ уклони́шася, вку́пѣ непотре́бни бы́ша: нѣ́сть творя́й благосты́ню, нѣ́сть да́же до еди́наго. Гро́бъ отве́рстъ горта́нь и́хъ, язы́ки свои́ми льща́ху: я́дъ (в оригинале ἰὸς /иос/ – ВИРУС) а́спидовъ подъ устна́ми χείλη /хейле/ «под зевом» - в слюнных железах)и́хъ: и́хже уста́ (στόμα/стома/ «губы») кля́твы и го́рести по́лна су́ть» (Апостола Павла послание Римлянам, 3: 10-14). У ВИРУСА медоточивые уста, но под раздвоенным змеиным языком его – наполненные смертоносным ядом слюнные железы. «Вирусный геном может встраиваться в геном клетки хозяина, он запускает механизмы синтеза вирусных белков на структурах клетки, что приводит к угнетению процессов жизнедеятельности самой клетки и зачастую к ее гибели» (из учебника по вирусологии). Как вирусу удается преодолеть защиту клетки и проникнуть в ее ядро сквозь плотно закрытую дверь – мембрану? – Путем обмана, взлома, разбоя: «некоторые белки капсида (внешней оболочки вируса) способствуют связыванию вируса с поверхностью клеток-хозяев, и работают, как ключики, вставляемые в нужные замочки. Другие поверхностные белки действуют как ферменты, они растворяют поверхностный слой клетки-хозяина и таким образом помогают проникновению нуклеиновой кислоты вируса в клетку-хозяина» (из того же учебника). Подступая к здоровой клетке подобно тому, как лукавый подступает к чистой душе, вирус подает сигнал «я свой», затем прилепляется к поверхности или мембране («целует»), а уж потом, после удачного прилога и сочетания, взламывается внутрь и насильственно размножается там за счет жизненных соков клетки-хозяина. Сам в себе вирус размножаться и жить не может. Ему здоровые и полные жизненных сил клетки нужны. Чтобы подобрать «ключики, вставляемые в нужные замочки», смертоносный вирус знакомится с клеткой, находит с нею общий язык – льстит и втирается в доверие: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (ἰοῦ/иу/- ВИРУСА)» (Апостола Икова послание, 3:8). Получается, что ВИРУС, это, по сути, гееннское проклятие, которое, проникнув своей сладкой ложью и лестью в кровь любителей сладкой жизни, заставляет их, заболев, проклинать и заражать своих ближних. «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина (в оригинальном греческом тексте ἰὸς – ВИРУС) их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» ((Апостола Икова послание, 5: 1-9). 


23.03.2020 23:45/читать дальше...
МЕЧТА

МЕЧТА – происходит от того же древнего корня *мьгъ- «мелькать, мерцать», что и МГЛА, МИГ, МИГАТЬ. К этому же корню восходят литовское miega /миега/ «сон» и латышское miegs /миегс/ «сон». Как связан образ «мелькать, мерцать» со сном? – На этот вопрос наука ответила в 1953 году, когда за Натаниэл Клейтман и Юджин Асерински из Чикагского университета открыли фазу быстрого сна, характеризующуюся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. В среднем за ночь цикл быстрого/медленного сна повторяется примерно от четырёх до пяти раз. Фазы быстрого сна составляют примерно четверть времени ночного сна. Замечено, что общая относительная продолжительность сна-МЕЧТЫ (быстрых движений глазных яблок при сомкнутых веках) больше после стресса, испытанного за день, а доля спокойного глубокого сна возрастает при физических нагрузках. Около 85 % подопытных, разбуженных через несколько минут после начала фазы быстрого сна-МЕЧТЫ, заявляют, что видели прекрасные «цветные» сны. Человек становится МЕЧТАТЕЛЕМ буквально «в мгновение ока», то есть в тот МИГ, когда, мигая и моргая, он закрывает глаза на действительные события. Закрывая глаза на то, что происходит в настоящей жизни, люди предают себя МЕЧТЕ. Мигая или моргая глазами, хитрецы невольно выдают желание выдать свой обман (мечтательное наваждение) за истину. В русском языке выражение «Не моргнув глазом» означает особый вид лукавства: наглую ложь, произносимую под видом честного слова. «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления» (Книга притчей Соломоновых, 6:12-15). «Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим, а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн; многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь возненавидит его» ( Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 27:24-26). Если проморгать тот миг, когда твою бдительность усыпляют, и впасть хоть на мгновение в гипнотическое состояние прекрасной МЕЧТЫ, можно незаметно потерять волю и чистоту души, оказавшись в плену иллюзий и в рабстве греха. Согласно Библии, источником МЕЧТАНИЙ является нечистое сердце. Особенно страшны МЕЧТЫ у грешников: «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца. От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе, от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его. Мало, почти совсем не имеет он покоя, и потому и во сне он, как днем, на страже: будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного. Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота, но у грешников в семь крат более сего» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 40: 1-9). 


29.02.2020 07:59/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] 2 [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]