Слова:

ИСКУПИТЬ – в этом приставочном глаголе основной корень – тот же, что и в глаголе КУПИТЬ. Приставочный корень восходит к тому же древнему корню, что и предлог ИЗ. В русском языке понятие об искуплении закрепилось в период раннего Средневековья, когда торговали пленниками и рабами. Само слово пришло к нам из греческого языка времен расцвета Византийской империи как буквальный перевод термина ἀπολύτρωσιν «выкуп из плена (рабства)», образованного от глагола λυτροω /литро/ «выкупать» и предлога ἀπο /апо/ «из, от». Из чего, или от кого выкупать? – Из рабства. Что, или кого выкупать? – Если искупаем чужую вину и чужой грех, то других людей выкупаем. Если искупаем собственные грехи и обязательства (нами же выданные долговые расписки), то пытаемся выкупать самих себя, точнее, свои души.


03.04.2018 14:53/читать дальше...

ПЕЧАЛЬ – этимологические словари возводят это слово к древнему корню *pek(u)- «варить, печь (пищу на огне)», тому же что в русских словах печень, печка, опека, попечение. В санскрите однокоренными являются पचति /пакати/ «печь (хлеб)», पक्व/паква/ «печеный». По-моему, корень всех этих слов – составной, восходящий к двум древнейшим простым корням: *pь- /пь/ - как в древнегреческом πῦρ /пир/ «огонь» и *kь- - как в древнегреческом καίω /кайо/ «кипятить». Единое образное представление о печали: «состояние внутреннего жжения, выкипания и нарастающего обезвоживания». Крайней степенью ПЕЧАЛИ является СКОРБЬ, корнесловно означающая «состояние потрескавшейся от потери влаги скорблой земли». Спутником печали всегда является духовная жажда, которую утоляют или из Источника чистой духовности, или путем упоения нечистым духом (пьянства, к примеру). 


15.03.2018 23:15/читать дальше...

ТВОРИТЬ – в этимологии принято относить это слово к тем же гипотетическим индоевропейским корням, что и твердый, творог. Ученые разных стран указывают на такие древние корни этого слова, как *teue- «расти, выращивать», *taw- «производить». Родственными ТВОРИТЬ считают готское taujan «создавать», средне-Датское touwen «прясть, вязать (из шерсти)». По-моему, это слово восходит к трем древнейшим корням: *tъ- «делить, делать», wъ- «вить, вязать», rъ- «решать, освобождать». Сочетание образов деления, свития и разрешения порождает единое представление о творчестве как о порождении новой жизни, включающем этапы духовного влияния (делания, исхождения Духа), зачатия, вынашивания плода, разрешения от бремени и повития. Повитие, то есть завершение актов деления и свития - творения, представляет собой новую тварь, отличающуюся совершенной цельностью.


15.03.2018 23:07/читать дальше...

КРЕСТ – ученые-этимологи дружно возводят это слово к переозвученному имени Христос, указывая на аналогичное чередование согласных к/х в однокоренных словах крестьянин-христианин. При этом, начиная с 18 века, в русской лексикографии (науке об описании значений и происхождения слов) сложилась традиция не обращать внимания на однокоренное с КРЕСТ слово КРЕСИТИ «высекать огонь, возжигать» и, как устойчивая метафора, «воскрешать, возвращать к жизни». В сохранившихся протоколах заседаний составителей этимологического «Словаря Академии Российской» (составлялся с 1786 по 1797 год) отражены споры о возможности объяснения происхождения слова КРЕСТ от КРЕСИТЬ. Причиной возникшей в те годы традиции не упоминать слово КРЕСИТЬ в связи с происхождением слова КРЕСТ стали языческие обряды огнепоклонников, в которых высекание огня кресалом считалось обращением к Хорсу – идолу Солнца и молнии. В итоге, решили не упоминать о корнесловной этимологической связи креста и воскресения по религиозным причинам. Так и повелось. 


14.03.2018 22:16/читать дальше...
ТЕЧЬ

ТЕЧЬ – от древнего корня *tekti «совмещать», вариант *teks- «сплетать, переплетать». Оба корня восходят к сочетанию двух древнейших простых корней единого праязыка: *tь - «делить» и kъ- «соединять». Единый образ течения: «совмещение двух однородных частей в единое целое». В древних славянских языках ТЕЧЬ значило «бежать», или «идти», то есть передвигаться, быстро перебирая ногами (буквально, совмещать движения двух ног в единый шаг и путь). В русском языке этимологически родственными слову ТЕЧЬ являются такие слова, как точить, источник, точка, точный, ткать (ранее писали тъкать), ткань, текст, текстиль, техника, архитектор. К тем же древним корням, что и ТЕЧЬ, этимологи возводят сансритские तुतोर्ति /tutorti/ «течь, стремиться», तुरति /turati/ «торопиться», तन्त्र /tantra/ (очень многозначное слово, означающее, среди прочих значений, «техника, ткань, струна»). 


14.03.2018 22:09/читать дальше...

ГОРЕТЬ – по данным словарей, от древнего индоевропейского коня *gʷhъrē- «греть, поддерживать огонь». В русском языке гласный /о/ чередуется с кратким ( ныне нулевым) гласным /ъ/: гореть (состояние вещи, находящейся в огне) – гъреть (воздействие на вещь огнем). Согласно словарям, этимологически однокоренными в русском языке являются такие слова, как жар, жечь, греть, горн (кузнечный). Вероятно не подтверждаемое словарями «ветвенное» родство ГОРЕТЬ с близкими по смыслу и звучанию словами горло, жерло, жрать, жрец. Огонь обладает свойством пожирать. В Санскрите, на слова которого ориентируются этимологи, восстанавливающие для словарей древние индоевропейские корни слов, однокоренными с ГОРЕТЬ являются такие слова, как घर्म /гхарма/ «жара», घृणोति /гхърноти/ «гореть, свтеить».


07.03.2018 08:30/читать дальше...

ДУХ – согласно данным этимологических словарей разных языков мира, восходит к древнему корню *dhe- «насаждать, устраивать». Общепризнанным в этимологии является родство этого слова с русскими глаголами дышать, дохнуть, душить, дво́хать дво́шить «тяжело дышать, запыхаться; с литовскими dvesė́ti «дышать», dvasiá «дух», dvãkas «воздух, дух, запах»; с латышским dvesêt «дышать». Однокоренными являются также санскритские देहिन् /дехин/ «дух, душа, человек, земля», धारावनि /дхарамани/ «ветер», धूक /дхукха/ «гое, плач, буквально «удушье»/, धमति /дхамати/ «выдыхать (то же, что наше дымить)». В древнегреческом языке однокоренным с ДУХ является слово θεός /тэос/ (ранее *θεσός /тэсос/) «бог». Корнесловно Тэос (Бог) – «Тот, от Кого исходит Дух, Податель жизни». Древний корень этого слова *dhe-, восстановленный современными учеными путем фонетических сопоставлений слов древних и современных языков, является так называемой индоевропейской реконструкцией. 


04.03.2018 16:01/читать дальше...

ДЕБЕЛЫЙ – в этимологических словарях возводится к индоевропейскому корню *dhabh- «подходить, быть соответствующим», тому же, что в словах ДОБРЫЙ, ДОБЛЕСТЬ, УДОБНЫЙ. По-моему, корень *dhabh- составной. Он состоит из двух древнейших праязыковых корней: *dhē- «делать, дуть (исхождение духа)» и *bheu- «быть, расти». Единое представление, порождаемое двумя корнесловными образами «делать» и «быть» - «совершенный, пребывающий в покое, сытый». Человек, почитающий себя совершенным, добрым и доблестным, пресыщаясь материальными благами, становится равнодушным, ленивым и закосневшим на пути к духовному совершенству Богоподобия. «Сытое брюхо к ученью глухо». Интересно, что в русском языке слово ДЕБЕЛЫЙ сосуществует с однокоренными, но противоположными по значению словами ДОБЛЕСТЬ «высшая добродетель», ДОБРЫЙ «благополучный, несущий благополучие». 


01.03.2018 22:19/читать дальше...

ЩАДИТЬ – от древнего корня *(s)k(h)end-/*sъkęd- «расщеплять, раскалывать, драть», который, по нашему мнению, восходит к двум древнейшим корням: *sek- «сечь, рубить» и *-dъ «делить». Единый образ, скрытый в глаголе ЩАДИТЬ, по-видимому, связан с жалостью и милостью по отношению к тому, что (кто) подлежит рассечению, разделению на части (уничтожению): «Повинную голову меч не сечет». Однокоренные слова в русском языке скудный «обездоленный, довольствующийся мелкими крохами при разделе добычи», щедрый «отсекающий от себя, раздающий при дележе свою долю другим», шкерить «сдирать чешую с рыбы», шкура «кожа, подлежащая сдиранию при дележе убитого животного»; в санскритском छादन /chadana/ «шкура»; в английском skin «кожа». 


28.02.2018 00:15/читать дальше...

Я – местоимение единственного числа первого лица – место Имени Божия на Земле. Когда взрослеющий ребенок впервые говорит о себе не «Ваня хочет пить», а «Я хочу пить», он начинает относится к себе как первому лицу, лично отвечающему перед Богом и людьми за свои желания и поступки. Ранее, в древнерусском языке это место имение произносилось и писалось в более полной и близкой к своим первокорням форме: Язъ. Среди ученых-этимологов принято объяснять слово Язъ позднейшим развитием другого, более древнего Азъ - «йотацией», то есть возникновением согласного звука «й» перед «а» по причинам исторических фонетических изменений. Такое объяснение не только не проясняет внутреннюю образность слова Я(зъ), но и не может считаться удовлетворительным, поскольку в одних и тех же древних текстах на церковнославянском языке последовательно встречаются оба слова: и ѩзъ (Язъ) и Азъ, казалось бы, в одном и том же значении «Местоимение первого лица единственного числа». 


28.02.2018 00:01/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] 11 [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]