Слова:

ДЕРЕВО – происходит от первокорня *deru-/*dreu- «быть крепким, цельным, устойчивым». Во множестве современных языков образ дерева-древа связан с религиозными представлениями о происхождении жизни и устройстве мироздания. Однокоренное слово древний корнесловно означает не просто «старый», а именно «устойчивый во времени, не поддающийся разрушению». Сила и жизнеспособность любого языка, народа, человека зависит от степени его древности – наследуемого потомками от предков свойства «быть крепким, цельным, устойчивым» под воздействием современных иноязычных заимствований, инородных модных образцов и стилей жизни. Разумеется, речь идет не об изменчивом внешнем облике дерева, а о его сердцевине. Сердцевина – основа крепости дерева, с одной стороны, зависит от глубины корней, соединяющих ствол с силами Земли. С другой стороны, жизнь дерева зависит от высоты его кроны, соединяющей сердцевину и земные корни с главным источником света и тепла: силами Неба. В русском языке однокоренное с дерево и дор слово дородный, буквально «подобный дереву», означает «рослый, могучий, полный». Этимологически родственным дереву согласно этимологическим словарям является также слово здоровый, образованное от общеславянского существительного dorvъ «дерево» путем присоединения приставки съ- «сочетаться воедино» (изначально было *съдоровый). У славян здоровыми считали тех людей, которые сохраняли прочную связь со своим родословным древом жизни, образом которого служил крепкий дуб черешчатый, живущий в среднем 400-450 лет. 


31.10.2018 08:33/читать дальше...

ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать. Приставочная часть этого слова по- восходит к древнему корню *(а)pо- «кладу, возвращаю обратно», тому же, что в санскритском परतस् /паратас/ «после, за», и в древнегреческом многозначном предлоге απο «от, из, обратно». По-моему, древнейший первообраз, скрытый в этом корне, представляет собой возвращение взятого: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (ἀποστρέψαι /апострепсэ/ «пойдешь обратно») в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (ἀπελεύσῃ /апилевси/ «снова ляжешь, вернешься») (Книга Бытия, 3:19).


18.10.2018 23:07/читать дальше...

МЕНЯТЬ – от древнего первокорня *me- «оценивать, определять ценность». В древних славянских текстах Священного писания глагол «менять» устойчиво применялся вместо μεταβάλλειν /мета баллейн/ «перебрасывать с места на место» - современный термин метаболизм «обмен веществ». Однокоренным словом с менять называется также английская meal «еда», неумеренное потребление которой неизбежно приводит к нарушениям в обмене веществ. Любая мена – это перенос определенной меры (инструмента для измерений) с одного места или предмета на другой. Отметим, что слова предмет, измерение, метафора, метр, место тоже восходят к корню *me- «оценивать, определять ценность» и являются родственными глаголу менять. По сути, весь меняющийся мир (космос) – это основанный на единой высшей и неизменной мере метаболизм: обмен веществ в соответствии с установленными им при их сотворении мерами. Применяя свои, отличные от Божьего Промысла, оценки и определения, человек вступает в противоречие с Волей и Законом Божьим. Замена установленной Богом ценности вещи и ее определения свои собственные оценки превращает человека в богоборца. Своевольный оценщик и толкователь буквально становится изменником


17.10.2018 07:11/читать дальше...

КАТАРСИС –древнегреческое сложное слово κάθαρσις /катарсис/ «очищение», которое имеет две части: приставка κατα- «противодействие, противоречие» и основа –αρσις «поднятие, подъем вверх». Корнесловно, катарсис представляет собой «подъем вверх после преодоления противодействия». По мнению Аристотеля и других античных философов, очищение души (κάθαρσις τῆς ψυχῆς /катарсис тис психис/) начинается с очищения от страстей или очищения страстей – κάθαρσις τῶν παθημάτων /катарсис тон патматон/. Страсти-патматон в первой части пат(о)- имеют тот же корень, что и патологии – пороки, порождающие ложные страхи-фобии и притупляющие в душе Страх Божий. Спор философов о том, как именно переводить κάθαρσις τῶν παθημάτων: «очищение от страстей (страданий)», или «очищение страстей», вряд ли уместен. Имеется ввиду и то, и другое: преодолев противодействие порочных страстей, душа отделяется от них на пути к Богу и, очищаясь, пробуждается для все сильного ощущения приближения к Богу – Страха Божия. 


12.10.2018 07:54/читать дальше...

ЧИСТЫЙ – от древнего корня *keid- «растворять, разделять». Тот же корень, что и в глаголе цедить. Славяне в древности однокоренным словом цежъ называли процеженный и очищенный раствор овсяной муки. В санскрите однокоренным является слово छिन्न /чинна/ «разделенный, разрезанный». В древнегреческом языке однокоренным считают глагол σχίζω/схизо/ «раскалываю, разделяю»/. Корнесловно чистый означает «исцеленный путем отделения от примесей» - противоположность мутного, смешанного, зараженного. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (Четвертая книга Царств, 5: 9-14). 


10.10.2018 08:22/читать дальше...

ЭСТЕТИКА –термин происходит от древнегреческих слов αἴσθησι /эстеси/ — «чувство, чувственное восприятие», αίσθητικός /эстетикос/ «воспринимаемый органами чувств», αἰσθάνομαι /эстаномэ/ «я воспринимаю, чувствую, ощущаю». Первым и основным в этом сложном слове является древнейший этимологический первокорень, присутствующий во множестве языков мира: *au - «схватывать, улавливать органами чувств». Образ, скрытый в этом корне, наглядно проявляется в таких словах к аудировать, ухо, благоухать, анэстезия «потеря способности ощущать». В славянских языках от корня *au – произошло древнее слово явь «то, что явлено, очевидное». Эстетика как наука может изучать и оценивать явленный мир, явления природы и искусства, не обращаясь при этом к правде – духовному первоисточнику всего явного. Часто явное становится столь привлекательным и ценным для эстета, что он начинает ценить его выше правды и праведности. 


28.09.2018 23:13/читать дальше...

АРИСТОКРАТ – первая часть этого слова восходит кдревнему (праиндоевропейскому) корню *ar- «сочетать наилучшим образом, совершать». Образ совершенства, содержащийся в этом корне, наглядно представляет собой совмещение на одной вершине (пике) только тех частей, которые наилучшим образом подходят друг другу и могут составить одно целое, чтобы удержаться на этом пике и не распасться. В санскрите к этому корню восходит множество слов, к примеру: ईर्म /irma/ «кисть руки». В природе человеческая кисть руки является наиболее развитым органом, предназначенным для тончайшей ювелирной работы, направленной на создание совершенных произведений. От корня *ar- произошло также латинское слово ars /арс/ «искусство» и производное от него артист «художник». Суть искусства заключается именно в стремлении к совершенству в подборе наилучших сочетаний – будь то слова, краски, звуки, или любые иные частицы сочиняемого произведения. В древнегреческом языке от этого корнесловного образа «совершенного сочетания» произошло множество слов со значением «лучший, первый, высший», к примеру, архонт, архиерей, ареопаг и еще множество сложных слов с начальной частью ἀρχή- /архи/ «начало, господство, власть». 


26.09.2018 09:16/читать дальше...

ДОКТОР – от древнего (протоиндоевропейского) корня *dek- «принимать, понимать, усваивать». Корнесловно слово доктор означает «тот, чье учение принимается и усваивается как истина». От этого корня произошли еще такие распространенные в научном обиходе слова, как доктрина, доцент, документ, догма, парадокс, синекдоха (συνεκδοχή «сопонимание»). Важно представить, что обучаемые или излечиваемые доктором ученики и пациенты, доверяя и предавая себя ему, становятся уже не чужими, а именно его учениками. К примеру, приняв какую-либо религиозную или политическую доктрину, люди начинают руководствоваться ею как главным принципом своей жизни; приняв звание доцента или, тем более, доктора, ученый становится частью той научной школы, которая присвоила ему это звание. Приняв и подписав государственный документ, гражданин подтверждает свое подданство, преданность и принадлежность своему государству. Догмой или догматом называют основное положение какого-либо учения, принимаемое за истину без доказательств. Церковные догматы, принимаемые на веру, хранят единство каждой церкви.


24.09.2018 09:13/читать дальше...

ИДИОТ – в научной этимологии традиционно возводится к древнему корню *s(w)e- «свой». Основой этого слова считают суффиксальное образование *swe-d-yo- «владеющий собой, ведающий себя». К этой же корневой основе относят этимологически родственные слова идиома «языковая особенность, особое выражение», свой «собственный, особый», возвратная частица ся- «себя». В санскрите есть родственное слово स्वाहा /сваха/ «привет!». Этим же словом в индуизме именуют несовершеннолетнюю жену божества огня Агни. Согласно мифологическим представлениям, Сваха прислуживает Агни как посредница при низведении на землю божественного огня. В русском языке слово сваха тоже закрепилось в этом значении – «сводня, посредница при заключении браков». Слово сваха до сих пор произносят в качестве благословения в конце некоторых мантр. 


26.08.2018 23:34/читать дальше...

ВЕТЕР - от трех древних корней: основного *we- «веять» и дополнительных (суффиксальных) *tь «течь» и *rъ «разделять». В этимологических словарях выделяют только корень *we- «веять». Единое корнесловное представление ветра: «веяние, разделяющее течения». В русском языке признают однокоренным глагол веять, в немецком – wehen /вехен/ «дуть»; в английском – существительное wind /винд/ «ветер», созвучный глагол wind /вайнд/ «заводить механизм путем вращения ключа», weather /везер/ «погода»; в санскрите однокоренным является वात /вата/ «ветер». Этимологически близкими слову ветер являются слова, восходящие к образу «вить»: вихрь, вьюга, вьюн, вихлять, веха (изначально веха - это «свитый воедино пучок соломы»). В научной этимологии принято связывать первокорень *we- с образом «дуть» - ветер дует. Образ «вить» ученые связывают с иным восстановленным праиндоевропейским корнем *uei- «вращать, гнуть». Такое представление вряд ли верно, поскольку глагол дуть восходит к тому же корню, что и дышать, дыхание, дух и содержит в себе образ прямого движения.


08.08.2018 22:56/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] 11 [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]