Слова:

ДЕБЕЛЫЙ – в этимологических словарях возводится к индоевропейскому корню *dhabh- «подходить, быть соответствующим», тому же, что в словах ДОБРЫЙ, ДОБЛЕСТЬ, УДОБНЫЙ. По-моему, корень *dhabh- составной. Он состоит из двух древнейших праязыковых корней: *dhē- «делать, дуть (исхождение духа)» и *bheu- «быть, расти». Единое представление, порождаемое двумя корнесловными образами «делать» и «быть» - «совершенный, пребывающий в покое, сытый». Человек, почитающий себя совершенным, добрым и доблестным, пресыщаясь материальными благами, становится равнодушным, ленивым и закосневшим на пути к духовному совершенству Богоподобия. «Сытое брюхо к ученью глухо». Интересно, что в русском языке слово ДЕБЕЛЫЙ сосуществует с однокоренными, но противоположными по значению словами ДОБЛЕСТЬ «высшая добродетель», ДОБРЫЙ «благополучный, несущий благополучие». 


01.03.2018 22:19/читать дальше...

ЩАДИТЬ – от древнего корня *(s)k(h)end-/*sъkęd- «расщеплять, раскалывать, драть», который, по нашему мнению, восходит к двум древнейшим корням: *sek- «сечь, рубить» и *-dъ «делить». Единый образ, скрытый в глаголе ЩАДИТЬ, по-видимому, связан с жалостью и милостью по отношению к тому, что (кто) подлежит рассечению, разделению на части (уничтожению): «Повинную голову меч не сечет». Однокоренные слова в русском языке скудный «обездоленный, довольствующийся мелкими крохами при разделе добычи», щедрый «отсекающий от себя, раздающий при дележе свою долю другим», шкерить «сдирать чешую с рыбы», шкура «кожа, подлежащая сдиранию при дележе убитого животного»; в санскритском छादन /chadana/ «шкура»; в английском skin «кожа». 


28.02.2018 00:15/читать дальше...

Я – местоимение единственного числа первого лица – место Имени Божия на Земле. Когда взрослеющий ребенок впервые говорит о себе не «Ваня хочет пить», а «Я хочу пить», он начинает относится к себе как первому лицу, лично отвечающему перед Богом и людьми за свои желания и поступки. Ранее, в древнерусском языке это место имение произносилось и писалось в более полной и близкой к своим первокорням форме: Язъ. Среди ученых-этимологов принято объяснять слово Язъ позднейшим развитием другого, более древнего Азъ - «йотацией», то есть возникновением согласного звука «й» перед «а» по причинам исторических фонетических изменений. Такое объяснение не только не проясняет внутреннюю образность слова Я(зъ), но и не может считаться удовлетворительным, поскольку в одних и тех же древних текстах на церковнославянском языке последовательно встречаются оба слова: и ѩзъ (Язъ) и Азъ, казалось бы, в одном и том же значении «Местоимение первого лица единственного числа». 


28.02.2018 00:01/читать дальше...

ИКОНА – по данным этимологов происходитот древнего (праиндоевропейского) корня *weyk- «подходить, соответствовать». В русском языке – из древнегреческого, где однокоренное слово εἰκών означает «образ, изображение, представление». «И сотвори́ Бóгъ человѣ́ка, по о́бразу Бóжiю (в греческом тексте «κατ᾿ εἰκόνα θεοῦ» /като икона Феу/) сотвори́ егó: мýжа и женý сотвори́ и́хъ» (Бытие, 1:27). Также, как слово ОБРАЗ связано с глаголом обазить/ображать «обделывать, обтесывать камень» - «придавать подобающий облик», слово ИКОНА связано с представлением «облачать безвидный дух в видимую плоть – «воплощать». Икона – это изхождение духа, создающее образ вещи – изображение, предшествующее воплощению - произхождению вещи из духовного мира в материальный. 


24.02.2018 23:16/читать дальше...

ПОЛНЫЙ – от основного древнего корня *pelъ- «заполнять, достигать пределов». В русском языке от этого корня произошли такие слова, как полк, поле; в санскрите –पुरुहु /puruhu/ «много», पुरुष, /puruṣa/ «существо, из которого произошла вся вселенная»; в древнегреческом πολύς /полис/ «много», πλοῦτος /плутос/ «богатство/ ; в латинском - plus /плюс/ «больше», plenus «полный»; в английском – full /фул/ «полный», fill /фил/ «заполнять», folk /фолк/ «народ». От этого древнего корня произошли такие международные термины, как комплекс, манипуляция, плебей, плебисцит, пленум, плюрализм, полигон, полимер. Этот очень плодотворный древний корень, по-моему, является составным и восходит к двум древнейшим корням единого праязыка человечества: *apo- «от, из» и *lь- «лить». От корня *apo-, согласно данным этимологии, произошел русский предлог ПО. Сочетание двух древнейших корнесловных образов «от, из» и «лить» порождает единое представление о полноте: «проистекающее из единого источника Небесного Отечества исполнение вселенной Благодатью Божией». Неслучайно полнота жизни называется в славянорусском языке изобилием – словом, в котором присутствуют коренные образы источника «из» и льющейся благодати «ль».


20.02.2018 22:09/читать дальше...

НЕГОДОВАТЬ - сочетание приставки НЕ и основного, утраченного в современном русском языке славянского глагола ГОДОВАТИ «быть довольным». Приставка НЕ в этом слове восходит к тем же двум древним корням, что и отрицательная частица НЕ и усилительная частица НИ: *ne- «отрицание», буквально «не один (то есть ноль, ничто)» и *aiw- «сила жизни, век». Сочетание двух корней порождает единое представление о НЕ: «отсутствие жизненной силы, увечье». В древнегреческом языке от корня *ne- произошли приставки a-, an-, ne- с общим значением «отрицание, уничтожение», а от корня *aiw- - важнейшие для выражения представлений о течении времени и вечности наречие ἀεί /aé/, «всегда» и прилагательное αἰώνιος /aiṓnios/ «вечный». Молитвенный возглас «И ныне, и присно, и во веки веков» на греческом языке звучит как «και νυν (и ныне),και αεί (и всегда), και εις τους αιώνας ( и во веки) των αιώνων (веков)». В древнегреческой философии слово αἰών (эон) означало время жизни человека, его жизненный путь. Та же картина сочетания корнесловных образов, восходящих к *ne- и *aiw- сохранилась и в санскрите. 


20.02.2018 21:47/читать дальше...

УХО – от основного древнего корня *au- «ощущать, воспринимать органами чувств» и дополнительного корня (суффикса) *-sъ- (историческое закономерное чередование звуков с/ш/х), который образует от глаголов имена существительные со значением отвлеченного действия или со значением «производитель называемого действия». Этот суффикс указывает на то, что УХО – отглагольное имя существительное, восходящее к образу «орган для восприятия звуков, слышания». Корень *au- «ощущать, воспринимать» - тот же, что и в славянорусских явить, явь, ум; в санскритском ऊहति /uhati/ «наблюдает» अवेक्षते /авекшате/ «воспринимает»; в древнегеческом οὖς /ус/ «ухо»; в латинском audire /аудирэ/ «слушать». К этому корню восходят современные заимствованные термины аудио, аудитория, аудиенция.


18.02.2018 22:02/читать дальше...

МЕРА – от двух древнейших корней, связанных со сбором и распределением урожая зерна: основной *me- «оценивать, определять ценность при обмене» и дополнительный (суффиксальный) *rъ «разделять на части, распределять». Первый корень *me- тот же, что в славянорусском мен «мера (зерна) гирька для взвешивания»; в современных русских безмен «рычажные весы без гирь», менятьменьше, мелкий, мельница, мерить, межа, метать, месить, минута; в сансрките मानी /мани/ «мерить, мера», मीनाति /минати/ «менять»; в древнегреческом μετρέω /metreo/ «замерять, оценивать»; в латинском mensura /мензура/ «мера» (длина рабочей, звучащей части струны на музыкальных инструментах); в английском measure /межэ/ «мерить», meal /мил/ «еда (порция еды)», mow /моу/ «жатва». 


17.02.2018 15:18/читать дальше...

КРАЙ – в этимологических словарях это слово возводится к единому древнему корню *(s)ker- «резать, оделять», тому же что и в словах скорняк, кроить, корнать. По нашему мнению, этот древний корень – составной, восходящий к двум древнейшим корням: къ- «присоединение» и *rъ- «резать, разделять». Сочетание этих корней порождает единое представление о крае: грань, граница, единый надел отрезанный от соседней стороны границей. Слова грань, граница и черта находятся в близком «ветвенном» родстве с КРАЙ, восходя к образу «межевание резанием, место разделения». Ранее в славянских языках был однокоренной глагол крити «резать на куски». В древнегреческом языке однокоренными являются слова κρίσις /кризис/ «решение» и κρίνω /крино/ «различаю, сужу»; в санскрите однокоренное कर्तित /картита/ «разрез, резать». 


15.02.2018 22:50/читать дальше...

БЕСЕДА – от двух древних корней: приставочного *bhe- «вне, кроме» и основного *sed/sod- «садить, сажать, ставить». Приставочный корень *bhe- - тот же, что в и русском предлоге без; в санскритском наречии बहि /bahih/ «наружу». Словом беседа в древности называли пир, на который приходили гости из вне – внешние (бе-), которых хозяева усаживали (-седа) за свой стол. Если же приглашенный на пир проявлял непочтение к хозяину, его, согласно Евангельской притче, исторгали из числа избранных наружу, вовне, в бездну кромешной тьмы: «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (греч. ἐξώτερον /экзотерон/) ; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных» (От Матфея, 22:12-14).


13.02.2018 23:36/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] 12 [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]