Слова:

ИНДИВИД – состоит из трех древних корней. Первый, приставочный корень *in- «отрицание», тот же, что и в русской отрицательной частице не. Второй корень *de- «деление надвое», тот же, что и в русском числительном два. Третий корень *wi-tero- «отдаление, отрыв» - тот же, что и в санскритском विवर्धित /vivardhita/ «удаленный, отдалившийся», и в русском порядковом числительном второй. Сочетание двух корнесловных образов «отрицание» и «деление надвое» порождает единое представление об индивиде как о «неделимом», то есть цельном, твердом, самобытном и самодостаточном человеке. Это представление и закрепилось в современном обиходе за такими словами индивидуальность, индивидуал, индивид. Третий древний корень, несущий в себе образ «удаленного, отдалившегося», делает представление об индивиде более глубоким и близким к сути современного индивидуализма: индивид - «самодостаточный человек, твердо придерживающийся принципа отдаления как от других людей, так и от Бога». Это представление является наиболее точным и полным, хотя и забытым. Оно несет в себе обличение романтического культа одинокого героя, бросающего вызов Богу и человечеству (к примеру, «байронические» литературные герои вроде Онегина, Печорина, Раскольникова, Базарова).


01.06.2018 22:10/читать дальше...

ЧЕРТА – от основного древнего корня *(s)ker-/kьr- «резать, сечь, рубить, отделять», того же, что и во множестве русских слов с внутренним образом отделения, отсечения части от целого, к примеру: скорняк, шкура, кора, корнать, корень, чертить, черпать, чиркать, скрести, скорлупа; в латинских cortex «древесная кора, кора головного мозга», character /характер/ «выгравированный, вырезанный на теле знак, отметина; позже «отличительная черта»; в древнегреческом χαρακτηρ «отличительная черта, знак»; в санскритском चित्र /читра/ «рисунок, чертеж». Второй, дополнительный древний корень *tъ-/*tь- обычно упоминается этимологами только как пустой «расширитель». По-моему, он восходит к первообразу течения – «течь, ток». Этот древнейший первокорень присутствует в таких в русских словах, как ток, точить, точка, текст, текстиль, тереть («сочетать течение с резанием); в древнегреческом τίκτω /тикто/ «произвести на свет, родить ребенка», τόκος «роды»; в санскритском त्रुटति /трутати/ «быть отделенным, оторванным».


26.05.2018 22:33/читать дальше...

ЧЕЛОВЕК – от двух древних корней: * kuel- «клан, рой» и *ueik- «энергичное проявление силы, развитие». Все другие попытки объяснить внутреннюю образность происхождением от того же корня, что и слово (якобы «словек», как у А.С. Шишкова); от того же корня, что санскритское चित्त /читта/ «дума, мысль» (как у А.С. Хомякова), представляются менее убедительными. Хотя, внутренняя корнесловная связь между человек и словочеловек и честь (мнение, мысль) сильна и обусловлена близостью к единому первообразу: «сосуд, вместилище духовных сил, храм живого Бога». Первый корень* kuel- /куел/ – тот же, что и в санскритских словах कुलज /кулайа/ «потомок», कुल /кула/ «клан», कुलगोत्र /кулаготра/ «семья и племя, род». Этот корень связан с образом роя, многослойного клубка, в сердцевине которого пребывает сила, порождающая всех родственных друг другу членов этого живого единства. Будучи малым и немощным как отдельная особь, человек всемогущ и велик, когда он связан с Богом и всеми своими предками, потомками, современниками: с человечеством. 


13.05.2018 22:09/читать дальше...

ХЛЕБ – одно из наиболее спорных в этимологическом отношении слов. Согласно общепринятой в современном академическом языковедении версии немецких этимологов, хлеб – заимствование в славянские и финно-угорские языки из мертвого готского языка. Готский язык немецкие языковеды отнесли к семье германских языков, что, в свою очередь, весьма спорно и, на мой взгляд, недостоверно. В готском языке действительно есть слово hlaifs «хлеб», но нет никаких научных оснований для того, чтобы воспринимать это слово как более древнее, чем однокоренные исконно русские хлебать, похлебка, хлеб; болгаркое хляб, сербохорватское хлȅб, хљȅб, словенсое hlẹ́b, чешское chléb, словацкое chlieb, польское chleb, верхне-лужицкое khlěb, нижне-лужицкое chlěb. Скорее, не готы с их hlaifs научили весь славянский мир печь и жевать свой хлеб, а наоборот. Тем более, что есть веские основания предполагать, что само слово гот происходит от того же древнейшего праязыкового корня, что и славянорусское ход, ходить – «пеший воин».


11.05.2018 06:50/читать дальше...

СКАНДАЛ – от древнего корня *skand- «спотыкаться». От этого же корня происходит глагол сканировать – буквально, «цепляться взглядом за точки преткновения». К этому же корню восходит санскритское स्कन्दति /skandati/ «споткнуться и упасть». Оскандалиться корнесловно означает «преткнуться о препятствие и упасть на глазах у всех»; «упасть в чьих-либо глазах». В латыни библейский Камень преткновения называется petra scandali /петра скандали/. О скандале как о гибельном для душ преткновении на жизненном пути предупреждает ветхозаветный пророк Исайя: «Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Книга пророка Исайи, 8:13-15).


05.05.2018 22:20/читать дальше...

СВИДЕТЕЛЬ – сложное слово, состоящее из приставки с- «вместе», основы «видь», восходящей к древнему корню *u(e)id- «видеть», и дополнительного корня (суффикса) -тель, обозначающего «лицо, совершившее определенное действие». Единое корнесловное представление о свидетеле: «лицо, видевшее событие в том месте, где оно произошло». Главная опасность для свидетеля заключается в том, что человеку свойственно видеть не то, что есть и действительно происходит, а то, что ему кажется, представляется истинным. Правдивость показаний свидетеля зависит не только от того, был ли он на месте в момент происшествия, но, главным образом, от его представлений об истине, об участниках произошедшего события и о самом событии. Верующий и чистый сердцем человек будет свидетельствовать о чуде Божьем одно, неверующий и ненавидящий Бога – совсем другое. Требование воздерживаться от ложных свидетельств издревле является одной из главных Заповедей Закона Божьего. 


03.05.2018 20:32/читать дальше...

НЕДУГ – сочетание приставки не- «отрицание» и основного корня -дугъ «сила». Корень дугъ – тот же, что в слове дюжий «здоровый, сильный». В основе лежит древний корень *dog/deg «гнуть, давить» с носовым гласным. Древнерусское слово дягъ, также происходящее от этого корня, означает «ремень», буквально «то, что стягивает, сжимает». От этого же корня происходят современные слова дуга, радуга, которые корнесловно означают «стянутое воедино, свод» (свод небес). Здесь скрыт первообраз покрова, сведения, собирания под единый кров путем сгибания или склонения, которое вызывает внутреннее напряжение в каждом склоняемом, будь то дерево или человек. В древне-прусском языке однокоренное с дугъ и дуга слово dangus /дангус/ означает «небо» (буквально, «свод неба»). Некоторые ученые относят к этому же корню тюркское имя собственное Тэнгри «Небо, бог» - название религии и горы Хан Тэнгри «властелин неба». В китайском языке от этого же корня произошло слово тянь «небо» и название горной страны天山 (Тянь-Шань).


02.05.2018 14:46/читать дальше...

ЛЕГКИЙ – от древнего корня *legwh- «маловесный». К этому же корню этимологи возводят глагол ЛЕВИТИРОВАТЬ (от латинского levitas «легковесность») «парить в пространстве, преодолевая силу притяжения земли». К примеру, согласно преданию Ислама, гроб с телом пророка Магомета висел в пространстве без всякой поддержки – левитировал. В современной физике термин «гроб Магомета» применяют для обозначения некоторых эффектов сверхпроводимости, связанных с полным или частичным вытеснением магнитного поля из объема проводников. На физическом уровне все легкое противоположно тяжелому – тому, что притягивает к себе более легкие тела силой своей большой массы. 


27.04.2018 21:31/читать дальше...

ЛОГИКА – от двух древнейших корней *lъ- «лить» (ранее «лыти») и *ghe(u)- «создавать и, призывая, возбуждать к жизни». Первый корень *lъ- – тот же, что и в таких многочисленных русских словах, как (с)лыть, (с)лой, (с)лог, ложе, лоза, (пред)лог, (за)лог, (на)лог, (с)лово, (с)лава, (в)лага. Второй корень *ghe(u)- - тот же, что и в таких не менее многочисленных русских словах с чередованием начальных г/ж/з, как голосглаголгул, гудеть, гореть, жечь, зов, звук, годить, год, (у)годный; в английских God /год/ «Бог»good /гуд/ «добрый, хороший»Надо отметить, что, приводимая нами этимология не признается учеными и отсутствует в этимологических словарях, где древнейшие корни слов Логос и логика признаются невыясненными. Сочетание двух корнесловных образов порождает единое представление о логике, как о творческом горении и влиянии, созидающем вещи и возбуждающем в них жизнь. Логикой, согласно Священному Писанию, является действие Логоса, то есть суждение, суд Бога Отца в Духе Истины, творимый Сыном и Словом Божиим Иисусом Христом. 


15.04.2018 19:38/читать дальше...

ЛЕКЦИЯ – в современном русском языке этот термин закрепился в 18 веке, хотя однокоренной термин лексикон присутствует в русских рукописных текстах с 13 века. Оба термина пришли из греческого языка, где λεξικόν /лексикон/ «словарь, набор слов» является производным от глагола λέγω /лего/ «складываю» и, позднее, «сказываю, говорю (буквально, «складываю звуки в слова и слова в высказывания»). Древним праязыковым корнем этого слова в научной этимологии признается *leg- «подбирать, собирать». Однокоренными являются латинские слова legere «выбирать, подбирать, (позднее) говорить, читать», lex «закон»; lignum «валежник, хворост, дрова, буквально: то, что лежало и было собрано в лесу»; в санскрите к этому же корню восходит глагол लियते / liyate/ «прикладывать, тесно прижимать». Внимание толкователей этого слова традиционно сосредоточивается на образе собирания, присоединения.


10.04.2018 21:23/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] 12 [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]