Слова:

ЧИСЛО – происходит от древнейшего основного корня *kwei- «чета, пара» и дополнительного (суффиксального) древнего корня *lъ, придающего именам существительным значение «орудие для совершения действий, названных основным корнем», к примеру, «точило, сверло». Этимологически однокоренными с число являются такие русские слова, как чет, четыре, квадрат, читать, считать, сочетать, чтить, честь. В близком ветвенном родстве с числом и другими многочисленными словами этого корня находятся местоимения кто, который, что, чей. В санскрите однокоренным является слово चेतति /четати/ «думать» (сравните русские синонимы «я так считаю» = «я так думаю»).


18.01.2018 23:52/читать дальше...

ЦЕЛЬ – одно из тех слов, о корнях которых ученые этимологи боятся высказывать сколько-нибудь внятные предположения. Дружно утверждают лишь одно: в русский язык это слово пришло из немецкого через польский в 17 веке. В этимологических словарях немецкого и польского языков древние корни слова цель не раскрываются. Между тем, ЦЕЛЬ является одним из ключевых слов, определяющих смысл и направленность жизни современного человека.


16.01.2018 20:45/читать дальше...

ХОТЕТЬ – попредположениям ряда этимологов, происходитот древнего корня *swe-: *swo-: *swō- «присваивать, делать своим» - того же, что в слове свой. Этимологи дружно называют родственными хотеть глаголы хитить, хватать, сватать; имя существительное охота. В болгарском языке, как и в некоторых говорах русского языка, сохранилась более древня форма слова охота – охвота. Хотение подобно горящему огню, охватывает человека, охочего до тех или иных вещей. В отличие от воли, хотение часто оказывается той безликой силой, которая захватывает всего человека, подчиняет себе его дух более властно и скрытно. 


15.01.2018 23:37/читать дальше...

ХОД – от древнего корня *sed/sod «садить, сажать», начальный согласный х этимологи объясняют влиянием приставочных корней, подобно однокоренным греческим словам ὁδὸς /одос/ «путь, проход» и καθέδρα /кафедра/ «седалище, сиденье», где καθ- означает «внизу», а έδρα «посаженное» – от корня *sed. От этого же корня происходит санскритское सत्त /сатта/ «посажен, сидит». Представление о том, что глагол ходить, происходит от того же корня и содержит тот же первообраз, что и глагол сидеть, современному носителю русского языка дается с трудом.


15.01.2018 22:20/читать дальше...

УЧИТЕЛЬ – происходит от двух древних корней: основной корнень *euk /*ouk «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) -тель «сила или лицо, исполняющее свое предназначение в добровольном действии». Первый, основной древний корень – тот же, что в русских словах учить, Укъ (имя буквы славянорусской азбуки с древним значением «связь, узы»), наука, навык, привычка, обычай. Есть еще родственные русским учить, учитель слова, которые восходят к другому варианту древнего корня *euk с окончанием на парный звонкий согласный g -*eug. В русском языке ветвенно родственным учить является слово иго (изначально «ярмо, перекладина в упряжке волов»).


10.01.2018 22:07/читать дальше...

К – служебное слово, изначально бывшее не предлогом, а послелогом, который следовал после имен существительных в дательном падеже. Восходит к древнему корню *kъm-/kъn «около, возле». При сильном ударении краткий гласный этого корня Ъ проявляется в русском языке как О: современный предлог ко (ко мне). Без ударения гласный в этом корне сокращается и становится неслышным, как в древнерусском предлоге кън (кън ему, в современном написании – к нему).


08.01.2018 19:15/читать дальше...

СМЕРТЬ – одно из самых спорных и неясных в этимологическом отношении слов русского лексикона. Все ученые признают, что это слово состоит из двух частей: приставочная съ- и основная -меръть. Первая часть, под влиянием этимологического словаря М.Фасмера, традиционно возводится к древнему корню *su(o) «свой», а вторая *mъr- то к образу «мрак, тьма», то к образу «мороз, стужа», то к образу «морось, распад на мелкие частицы». Встречаются также попытки отнести этот корень к образу «гниение, разложение». Единое представление, предлагаемое словарями: «своя смерть, спокойное прекращение жизни». 


28.12.2017 21:25/читать дальше...

МОЗГ – восходит к древнему корню*mezg- «разбивать». Первообразом мозга, вероятно, является та внутренняя жидкость, которая находится в сердцевине костей, в том числе, черепных коробок («до мозга костей»), которые в глубокой древности было принято разбивать, помогая исходу души из тела (об этом свидетельствуют обильные коллекции проломленных и просверленных черепов древних людей, хранящиеся во многих антропологических музеях мира). Однокоренные слова: (раз)мозжить, (про)мозглый; английские merge «погружать (в жидкость), окунать»; латинское mergere «мокать, погружать в жидкость»; санскритское मज्जति /majjati{majj}/ «проникать, нырять, погружаться вглубь».


28.12.2017 20:58/читать дальше...

ЧЕСТЬ – от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читатьчестный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума». Корнесловная суть словосочетаний «чтить кого-либо», «читать чье-либо имя» и «считать кого-либо хорошим или плохим» одна и та же. То же самое можно сказать и о математическом счете и бухгалтерском учете: по сути он бывает или верным, то есть честным, или неверным, то есть погрешающим против истины и лукавым. Представление о чести, почете и почитании связано с памятью и совестью. 


27.12.2017 20:57/читать дальше...

АВТОР – от древнего корня *aug- «преумножаться, произрастать из себя самого». От этого корня произошли также такие слова, как приставочный корень авто- «само» (к примеру, в словах автомат, автомобиль, автономия, автограф); латинские август «великий, священный» и авгур «жрец», санскритское आयुस् /ā́yus/ «жизнь, жизненная сила»; английское authority «властные полномочия»; заимствованное русское авторитет «власть, влияние».


27.12.2017 05:09/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] 16 [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]