Слова:

ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССОР

ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССОР – сразу заметим, что, по данным научной этимологии, однокоренные термины ПРОФЕССОР и ПРОФЕССИЯ порождены древнегреческим словом προφήτης /профетес/ «прорицатель». Они пришли в русский язык из немецкого и французского в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Славянская калька, снятая монахами-переводчиками Священного писания с греческого προφήτης, в точности повторяет строение и логику исходного слова: приставка ПРО- + основа –РОКЪ «речение, течение речи, произносимое во вне» = ПРОРОК, или «прорицатель». Приставка ПРО- «проникновение прямым путем сквозь препятствие» является здесь той же, что и в греческом προ-, и в немецком и во французском. Профития как особый род вещания-проповедания-проповеди произносится помимо сознания говорящего в состоянии исступления (экстаза), когда дух провозвестника проникает сквозь границы настоящего времени и физического пространства в духовный вневременной мир. Немецким ПРОФЕССОРАМ и французским ПРОФЕССИОНАЛАМ тоже приходится проникать в суть вещей, преодолевая множество внешних препятствий, которые искажают и скрывают ту суть, до которой они стараются дойти. Древний корень, которому восходит приставка и предлог ПРО, восстановлен учеными в виде *per- «перед, прямо, первый». Важно видеть, что прямое проникновение сквозь препятствие подразумевает не только предсказания о будущем во времени, но и способность видеть сквозь материальное препятствие, например, сквозь стену, повязку, или сквозь пелену внешней слепоты. Те, кто сомневался, что перед ними ПРОРОК, завязывали ему глаза и предъявляли ему вещи, чтобы он назвал то, чего не может видеть внешним зрением. Подобным образом язычники издевались над приговоренным за пророчества к смерти Иисусом Христом: «и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки(прорцы́, προφήτευσον /профетевсон/, латинский текст Prophetiza /профетиза/), кто ударил Тебя?» (От Луки, 22:64). Все же наибольшую ненависть духовно слепых людей вызывают те профессиональные исследователи и прогнозисты (про «сквозь» + гнозис «знание» = прогноз «предсказание») которые, открывают этим слепцам глаза на ошибочность и будущие плохие последствия их поступков в настоящем времени: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (От Матфея. 23:29-37). Исходя из образного представления. Скрытого в первом древнем корне приставки ПРО-, можно определить ПРОФЕССОРА и ПРОФЕССИОНАЛА как человека, который «видит все насквозь» и прямо говорит о последствиях принимаемых решений и действий. Тот, кто не видит «дальше своего носа» и не может прямо сказать о невероятном, которое скоро станет очевидным, не может считаться ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ специалистом, тем более, ученым ПРОФЕССОРОМ. Второй древний корень слова προφήτης /профетес/, «калькированный» славянами как –РОКЪ и повторенный в ПРОФЕССОР и ПРОФЕССИЯ, ученые восстановили в виде *bha-/*bʰeh- «говорить». Этот же корень породил русские баять, баюн, байка, краснобай.


24.04.2020 22:22/читать дальше...
ЦАРЬ

ЦАРЬ – слово, однокоренное с цезарь, кесарь, кайзер, кайсар, восходит к двум древним корням: *k(h)ewd- «проникать к цели, разрывая ее покровы» и *(w)her- «править, делать (путь) прямым». Этимологи восстановили однокоренное протогерманское слово *kaisaraz /кайсараз/ «царь», в котором особый интерес представляет проявление второго древнего корня *(w)her- в виде -raz. Думаю, что в сочетании этих корнесловных образов скрыто представление о верховном правителе, проникающем при помощи жертвоприношения в иной мир, чтобы возвратиться и сплотить народ вокруг себя. Первый корень *k(h)ewd- «проникать к цели» тот же, что и в русском слове кинуть, кидать; в болгарском ки́на «рву»; в немецком schießien /шизен/ «стрелять», в английском shoot /шут/ «стрелять»; санскритском चोदते /кодате/ «одушевлять»; в древнегреческом Σκύθης /скифы/ «проникающие, быстро передвигающиеся», то есть «кочевники, быстро проникающие в чужие земли». Слияние звуков /к/ и /с/ (/к/ай/с/ар) в единый согласный /ц/ в первой части ЦА-, по-моему, указывает на присутствие в древнем корне, восстановленном учеными как *k(h)ewd- , образа «союз, собрание, соединение раздельных частей в единую суть». Слог русского слова ЦА- сложен из двух слогов «ке-/кай» и «са» предшествовавших ЦАРЮ слов кесарь и кайсар. «Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать (греческое συναγαγεῖν /синагагейн/) все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Книга пророка Исайи, 66:16-18). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав (συναγαγὼν /синагагон/) всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» (От Матфея, 2:1-4). В древнегреческом исходном тексте Евангелия вместо русского перевода ЦАРЬ везде стоит слово βᾰσῐλεύς (/басилеус/ или /василиеус/). ЦАРЬ собирает свой разрозненный народ воедино. Он же собирает и посылает своих воинов на брань с врагами, которые разобщают народ его царства: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают (συλλέγεται /силлегетэ/) плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (От Матфея, 13: 37-43). Образ «собирание воедино» в этимологии первого корня слова ЦАРЬ подразумевает не только собирающего (самого царя), но и всех подданных его царства, которые должны собираться и собирать других вместе с ним: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает (συνάγων /синагон/) со Мною, тот расточает» (От Матфея, 12: 28-30). Итак, как ЦАРЬ невозможен без собрания воедино всех подданных своего царства, так и единство как народа, так и внутреннего духовного мира человека невозможно без ЦАРЯ. Во втором древнем корне слова ЦАРЬ, *(w)her- «править, делать (путь) прямым», содержится тот же корень, что и в латинских именах существительных regnum /регнум/ «царство» и Rex /рекс/ «царь». 


24.04.2020 22:07/читать дальше...
АВГУСТ

АВГУСТ – по мнению современных ученых-этимологов, восходит к древнему корню, восстановленному ими как *hewg- «проявлять могущество, преумножать, увеличивать». Сразу заметим важнейшее чередование гласных: со временем характерный для восточных (семитских) языков гласный /е/ в этом древнем корне изменился на латинской почве в /а/ и /хев/ стало читаться как /ав/. В славянскую культуру и в русский язык это слово пришло из Римской империи, где прилагательное augustus /августус/ означало к началу нашей эры «могущественный, царственный» и осознавалось как производное от латинского глагола augeō /аугео/ «усиливать, увеличивать, распространять». В Римской империи титул АВГУСТ в значении ««священный», «великий» впервые присвоил себе Юлий Цезарь (27 год до н.э. – 14 год н.э.). При Диоклетиане (284 – 305) титулом АВГУСТ стали величать только единоличного правителя империи, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти, в отличие от цезарей — младших соправителей с ограниченными полномочиями. В эпоху античности (до Рождества Христова) и в начале нашей эры политика АВГУСТОВ, то есть единоличных правителей Римской империи, заключалась в распространении своего влияния на как можно большее количество земель, народов и государств. Практически все АВГУСТЫ того времени носили также титул верховных Авгуров – председателей коллегий жрецов-гадателей, которые оказывали решающее влияние на политику империи. Коллегии Авгуров включали при разных императорах-АВГУСТАХ от 12 до 18 «специалистов». Они разделяли небо по секторам наблюдения и по полету птиц предсказывали успех или неудачу намеченных экспансий. Слова АВГУСТ и Авгур – однокоренные. В дошедших до нас представлениях древних римлян оба они родственны латинскому имени существительному avis /авис/ «птица». Современные этимологи восстановили древний корень слова avis в виде *héwis «птица». В словах АВГУСТ и Авгур, происходящих от корня *hewg- «проявлять могущество, преумножать, увеличивать», а также Авис, восходящего к корню *héwis «птица», есть единый первый корень *hew- «жить». По-моему, существует явное корневое родство между нарицательными именами АВГУСТ, авгур, авис «птица», а также именами собственными Ева (в восточных языках Хева или Хава), Евгений. Земная жизнь человеческой души, подобно птице, быстро пролетает между водами, которые над Твердью (Небом) и водами под Твердью (моря и суша Земли). Важно верно избрать направление и цель полета. В ряд родственных с АВГУСТ по первому корню слов надо еще добавить латинское слово aquila /аквила/ «орел», первый древний корень которого, *ahw-, родствен *hew- /хев/. Надо заметить, что в современных словарях и справочниках нет данных о корнесловном родстве этих слов. Есть, правда, восстановленное этимологами созвучное и близкое по смыслу протогерманское слово *ahwō /ахво/ «воды, реки». Это слово считают родственным латинскому aqua /аква/ «вода». Вероятно, словом аквила римляне изначально называли морского (водного или рыбного) орла. Связь образов женского материнского начала и водной стихии матери Земли, скрытых в корнях слова АВГУСТ, прослеживается в мифологиях и культурах очень многих народов мира. Есть она и в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (в латинском тексте aquas /аквас/ «водами»)» (Книга Бытия, 1:2). Корень *hew- содержит в себе сакральный (святой и табуированный во многих религиозных культах) образ «сила женского плодородия, земной жизни». Древнееврейский глагол חַי /кхау/ или /(к)хьв/ «жить», сохранивший этот образ, лежит в основе имени חַוָּה‎ /ḥawwā/, по-гречески Εὔα /Eúa/, по-русски Ева «жизнь». 


24.04.2020 21:50/читать дальше...
ЯЙЦО

ЯЙЦО – согласно общему мнению российских ученых этимологов, восходит к древнему общеславянскому корню aje «яйцо», родственному с древненемецким ei («яйцо»), с греческим oion и латинским ovum «яйцо». То есть, по мнению наших ученых яйцо – это яйцо. Правда, в одной из наиболее современных статей наших этимологов указно, что «Неоднократно предполагали родство с латинскому avis «птица», греч. ἀετός «орел» (https://lexicography.online/etymology/я/яйцо). В поисках корнесловных образов, скрытых в слове ЯЙЦО, приходится обратиться к последним изысканиям зарубежных этимологов, которые и будут рассмотрены в начале данной статьи. Древнегреческое слово ᾠόν /ōión/ ученые возводят к древнему корню *hōwyóm /хоуйом/ «яйцо», который предположительно происходит от *héwis /хеуис/ «птица». Помимо корневого родства с ᾱ̓ετός /āetós/ «орел» авторы этой гипотезы считают родственным и οἰωνός /oiōnós/ «вещая птица», «буревестник (?)». Поскольку ЯЙЦО- ᾠόν /ōión/ является одним из ключевых в образной символике Евангелия, предлагаю читателю немного помучиться и вникнуть в его корнесловие поглубже, чтобы, согласно латинской поговорке, получить возможность воспринять первый выпуск словаря «Глаголъ» ab ovo «от ЯЙЦА»: «от начала до конца». Миф о сотворении мира из ЯЙЦА свойствен культурам множества народов. Из яйца рождается или Вселенная, или верховное божество, творящее вселенную. Традиция красить яйца, украшая их особым орнаментом, имеет многотысячелетнюю историю. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до Рождества Христова. Само слово Египет по моему предположению, основанному на исследованиях многих ученых, родственно ЯЙЦУ: hut-ka-ptah /хут-ка-птах/. Пиктограмма (картинное письмо) с похожим звучанием была найдена среди древнейших Египетских надписей. Даже сейчас Египет, точнеее, Еги-Птах переводится учеными как «страна бога Птаха», которого изображали пернатым, часто с головой орла (ᾱ̓ετός /āetós/ «орел» - слово, однокоренное с ЯЙЦО). Заметим, что имя божества с головой орла Птах и родственное древне-русское название птицы птах (мужского рода) восходят к тому же корнесловию, что и прибалтийские названия ЯЙЦА: литовское раũtаs /паутас/ «яйцо» и латышское pàuts «яйцо». 


14.04.2020 09:45/читать дальше...
СЕМАНТИКА

СЕМАНТИКА – от древнего корня, восстановленного учеными в виде *dʰyeh- «замечать». Термин СЕМАНТИКА произошел от древнегреческого слова σῆμᾰ /сема/ «знак, отметина». Этимологи считают однокоренным с σῆμᾰ /сема/ санскритский глагол ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать». Думаю, что корень *dʰyeh-   – составной. Он порожден более ранним и простым корнем древним *dʰey- «дух». В словах σῆμᾰ /сема/ и ध्यायति /dhyāyati/ этот корень повторяется, создавая образ «дух в духе», то есть «проникновение мысли человека в духовный мир при помощи особого дыхания». Как научная отрасль СЕМАНТИКА занимается исследованием языковых единиц с целью проникновения в суть языка и постижения его устройства. Как религиозная медитавная практика, называемая еще МАНТИКОЙ (μαντική), СЕМАНТИКА занимается восприятием и толкованием знамений Духовного мира. Например, в Древней Греции и Риме мантикой занимались жрецы-гадатели, которые толковали знамения и пророчествовали, обычно прибегая при этом к особым приемам ДЫХАНИЯ (*dʰey-) для общения с духами. В восточных культах, связанных с ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать», «правильное» дыхание является главнейшим условием вхождения в транс и последующего успешного путешествия в духовные миры. В Древней Греции, из которой термин СЕМАНТИКА пришел во все мировые языки, слово σῆμᾰ /сема/ имело множество значений помимо «знака». Им называли и особые отметины у животных, и надгробные камни со знаками, а затем и сами могилы умерших, и секретные пароли, и сигналы, использовавшиеся армией в бою, и знамения свыше. Этим же словом гадатели и предсказатели-астрологи называли созвездия на небе. В Священном писании слова, родственные с СЕМАНТИКОЙ и производные от σῆμᾰ /сема/ являются одними из ключевых, начиная с первых строк Ветхого Завета: «И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений (σημεῖα /семейа/), и времен, и дней, и годов» (Книга Бытия, 1:13-14). Судя по тексту Книги Бытия, умение читать знамения Божии, то есть владение СЕМАНТИКОЙ и как наукой, и как искусством Богообщения было присуще уже первым людям на Земле: «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение (σημεῖον /симейон/ - тот же корень, что и в СЕМАНТИКА), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Книга Бытия, 4:13-15).


08.04.2020 08:30/читать дальше...
ХАРИЗМА

ХАРИЗМА – по данным этимологических словарей, восходит к тому же древнему (протоиндоевропейскому) корню*ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем», что и термин евхаристия ««благодарение», такие греческие слова, как εὐχαριστῶ/евхаристо/ «благодарю (вас), спасибо», χαίρω /khaírō/ «я счастлив(а)»; санскритское हृत /хърта/ «я очарован(а), польщен(а)». В близком ветвенном родстве с ХАРИЗМОЙ, по-моему, находятся такие русские слова, как ГРЕТЬ, ГОРЕТЬ, ЖАР, ЖЕРТВА, ЖРАТЬ, обычно возводимые этимологами как несколько иначе восстановленным ими же древним корням *gʷʰer- и *gʷerh-. Главное, что роднит эти греческие, санскритские и русские слова – это не столько внешняя фонетическая близость, сколько единый образ горения. К этому же корню *ǵʰer- с расширителем *dʰ «дух» (*gʰer-dʰ-) этимологи относят название античных женских божеств красоты, грации и изящества: ХАРИТЫ - идолы (определение из Википедии). В римском языческом пантеоне харит называли именем ГРАЦИЯ «изящество, прелесть». В современном итальянском языке это слово в форме grazie /грациэ/ означает «спасибо», как и εὐχαριστῶ/евхаристо/ в современном греческом. Согласно греческой мифологии, Хариты были постоянными спутницами девяти муз (μοῦσαι /мусэ/ — «мыслящие»). Музы, дочери божества памяти Мнемозины, являются олицетворением мыслей, мышления человека. То, что их неотступно сопровождают Хариты, символизирует неразрывную связь между мыслью и горячим чувством, духовной жаждой человека. Харит или Граций, наделяющих своих почитателей ХАРИЗМОЙ как внутренним огнем, в античной мифологии было три: 1) Агла́я (Ἀγλαϊα «ликование», «блеск»). К тому же древнему корню, что и это имя восходит современное слово ГЛАМУР. 2) Евфроси́на (Εὐφροσύνη «благомыслящая»). Основной древний корень этого слова *gʷʰren- «душа, ум», ветвенно родствен *gʷʰer- «гореть». Если Аглая распаляла плотское вожделение, то Евфросина зажигала огонь страстных мыслей и духовной жажды. 3) Та́лия (Θάλεια «цветущая, изобилующая»). Талией теперь называют часть человеческого тела между грудной клеткой и бедрами – живот. Вероятно, три Хариты, от которых и поныне зависит ХАРИЗМА как внешняя привлекательность и очаровательность человека, олицетворяли собой три части тела: Евфросина – голову, Аглая – грудь, Талия – живот. Знаменитую в античном мире гетеру Таис Афинскую греки почитали как «четвертую хариту». На мой взгляд, имя существительное ХАРИЗМА в современном международном обиходе стало одним из наиболее оболганных, извращенно толкуемых и поэтому духовно опасных слов. Причины опасности именования человека харизматичным в современном смысле «привлекательный, обаятельный, прелестный, очаровательный» кроются в двойственной природе внутреннего духовного огня. Огонь внутреннего горения (жажды) может быть Небесным животворным или адским смертоносным. Во время ЕВХАРИСТИИ после призывного возгласа «Горе «к Вышним» имеем сердца!» сердца верующих и любящих Бога участников Литургии загораются святым огнем (ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем»), который святые отцы Церкви называют нетварным. Этот благодатный огонь нисходит свыше. Он очищает и наполняет на протяжении Богослужения и голову (мысли), и сердце (эстетические чувства), и чрево (биологические чувства). 


06.04.2020 18:59/читать дальше...
ВИРУС

ВИРУС – по данным ученых этимологов это слово восходит к «протоиндоевропейскому» древнему корню *wisós «поветрие, слизь, яд». От этого же корня произошло санскритское слово विष /viṣá/ «яд», древнегреческое ἰός /иос/ «яд, отрава», В латыни, из которой это слово пришло во многие современные языки, вирусом (virus) называли не только яд и отраву, но и неприятный запах похоти готовых к спариванию агрессивных самцов диких животных, распространяющийся в воздухе. Интересен омоним (такое же по звучанию и написанию, но происходящее от другого корня слово) древнегреческого ἰός /иос/ «яд, отрава»: ἰός «стрела, выпущенная из лука». В санскрите тоже есть близкое по форме к विष /viṣá/ слово /íṣu/ «стрела из лука», которое, по некоторых ученых, происходит от того же корня, что и греческое ἰός «стрела». По-моему, образ проникающей и поражающей жертву стрелы содержится во втором древнем корне слова ВИРУС: *rъ- «разить, проникать». Сочетание двух корнесловных образов *wisós «поветрие, слизь, яд» и *rъ- «разить, проникать» порождает единое представление о ВИРУСЕ как о хитрой ядовитой вещи, проникающей в живые организмы с целью их заражения своим семенем и паразитарного размножения внутри своих хозяев. «Не убо­и́шися от­ стра́ха нощна́го, от­ стрѣлы́ летя́щiя во дни́, от­ ве́щи во тмѣ́ преходя́щiя, от­ сря́ща (в греческом тексте συμπτώματος /симптоматос/) и бѣ́са полу́ден­наго» (Псалом Давида 90: 5-6). Подобно стреле, вирус поражает здоровые клетки живого организма и, проникнув внутрь, заражает его своим разрушительным ядом, вызывая симптомы отравления. В основе вирусного заражения лежит любовь к лести и «сладкому яду желаний» – игра на естественных человеческих слабостях и похотях: «Якоже е́сть пи́сано, я́ко нѣ́сть пра́веденъ никто́же: нѣ́сть разумѣва́яй и нѣ́сть взыска́яй Бо́га: вси́ уклони́шася, вку́пѣ непотре́бни бы́ша: нѣ́сть творя́й благосты́ню, нѣ́сть да́же до еди́наго. Гро́бъ отве́рстъ горта́нь и́хъ, язы́ки свои́ми льща́ху: я́дъ (в оригинале ἰὸς /иос/ – ВИРУС) а́спидовъ подъ устна́ми χείλη /хейле/ «под зевом» - в слюнных железах)и́хъ: и́хже уста́ (στόμα/стома/ «губы») кля́твы и го́рести по́лна су́ть» (Апостола Павла послание Римлянам, 3: 10-14). У ВИРУСА медоточивые уста, но под раздвоенным змеиным языком его – наполненные смертоносным ядом слюнные железы. «Вирусный геном может встраиваться в геном клетки хозяина, он запускает механизмы синтеза вирусных белков на структурах клетки, что приводит к угнетению процессов жизнедеятельности самой клетки и зачастую к ее гибели» (из учебника по вирусологии). Как вирусу удается преодолеть защиту клетки и проникнуть в ее ядро сквозь плотно закрытую дверь – мембрану? – Путем обмана, взлома, разбоя: «некоторые белки капсида (внешней оболочки вируса) способствуют связыванию вируса с поверхностью клеток-хозяев, и работают, как ключики, вставляемые в нужные замочки. Другие поверхностные белки действуют как ферменты, они растворяют поверхностный слой клетки-хозяина и таким образом помогают проникновению нуклеиновой кислоты вируса в клетку-хозяина» (из того же учебника). Подступая к здоровой клетке подобно тому, как лукавый подступает к чистой душе, вирус подает сигнал «я свой», затем прилепляется к поверхности или мембране («целует»), а уж потом, после удачного прилога и сочетания, взламывается внутрь и насильственно размножается там за счет жизненных соков клетки-хозяина. Сам в себе вирус размножаться и жить не может. Ему здоровые и полные жизненных сил клетки нужны. Чтобы подобрать «ключики, вставляемые в нужные замочки», смертоносный вирус знакомится с клеткой, находит с нею общий язык – льстит и втирается в доверие: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (ἰοῦ/иу/- ВИРУСА)» (Апостола Икова послание, 3:8). Получается, что ВИРУС, это, по сути, гееннское проклятие, которое, проникнув своей сладкой ложью и лестью в кровь любителей сладкой жизни, заставляет их, заболев, проклинать и заражать своих ближних. «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина (в оригинальном греческом тексте ἰὸς – ВИРУС) их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» ((Апостола Икова послание, 5: 1-9). 


23.03.2020 23:45/читать дальше...
МЕЧТА

МЕЧТА – происходит от того же древнего корня *мьгъ- «мелькать, мерцать», что и МГЛА, МИГ, МИГАТЬ. К этому же корню восходят литовское miega /миега/ «сон» и латышское miegs /миегс/ «сон». Как связан образ «мелькать, мерцать» со сном? – На этот вопрос наука ответила в 1953 году, когда за Натаниэл Клейтман и Юджин Асерински из Чикагского университета открыли фазу быстрого сна, характеризующуюся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. В среднем за ночь цикл быстрого/медленного сна повторяется примерно от четырёх до пяти раз. Фазы быстрого сна составляют примерно четверть времени ночного сна. Замечено, что общая относительная продолжительность сна-МЕЧТЫ (быстрых движений глазных яблок при сомкнутых веках) больше после стресса, испытанного за день, а доля спокойного глубокого сна возрастает при физических нагрузках. Около 85 % подопытных, разбуженных через несколько минут после начала фазы быстрого сна-МЕЧТЫ, заявляют, что видели прекрасные «цветные» сны. Человек становится МЕЧТАТЕЛЕМ буквально «в мгновение ока», то есть в тот МИГ, когда, мигая и моргая, он закрывает глаза на действительные события. Закрывая глаза на то, что происходит в настоящей жизни, люди предают себя МЕЧТЕ. Мигая или моргая глазами, хитрецы невольно выдают желание выдать свой обман (мечтательное наваждение) за истину. В русском языке выражение «Не моргнув глазом» означает особый вид лукавства: наглую ложь, произносимую под видом честного слова. «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления» (Книга притчей Соломоновых, 6:12-15). «Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим, а после извратит уста свои и в словах твоих откроет соблазн; многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь возненавидит его» ( Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 27:24-26). Если проморгать тот миг, когда твою бдительность усыпляют, и впасть хоть на мгновение в гипнотическое состояние прекрасной МЕЧТЫ, можно незаметно потерять волю и чистоту души, оказавшись в плену иллюзий и в рабстве греха. Согласно Библии, источником МЕЧТАНИЙ является нечистое сердце. Особенно страшны МЕЧТЫ у грешников: «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца. От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе, от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его. Мало, почти совсем не имеет он покоя, и потому и во сне он, как днем, на страже: будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного. Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота, но у грешников в семь крат более сего» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 40: 1-9). 


29.02.2020 07:59/читать дальше...
ВЛАГА

ВЛАГА – одно слово с древнерусскими ВОЛГЛЫЙ («влажный») ВОЛГА, ВОЛОГДА. Современные ученые-этимологи воссоздали для этого слова древний корень *welg- «наливаться, набухать от влаги». Далее, в направлении поиска более простых первокорней и первообразов, породивших это слово, учеными исследования не проводятся. По-моему, образ «набухать, наливаться», признаваемый и различаемый учеными в этом слове, рождается от двух первокорней: 1) *ВЬ- «проникающий внутрь» (ученые также утверждают, что изначально между согласными В и Л звучал смягчающий краткий гласный Ь, который затем, в словах ВОДА и англ. WATER «вода» преобразился в О), 2) *ЛЪ- «лить(ся), течь» и 3) *ГЪ- «гореть». Сочетание трех древних первокорней порождает единое для всех языков представление о ВЛАГЕ: «Свет горящего Духа, который проникает в воду, нагревает ее и порождает жизнь»; «огонь в воде». Духом Своим Господь насыщает влагу в той мере, которая потребна и для поддержания жизни в людях и в природе, и для наказания людей силами природы, и для последующего исцеления наказанных: «От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования» (Книга Иова, 37:10-13). Избыток силы горения духовного огня – ГНЕВ Божий, проникая о во влагу, делает ее менее волглой «насыщенной водой» и более густой: «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря» (Книга Исхода, 15:7-8). Поскольку ВЛАГА от начала Творения пребывает в воде, согревая и оживляя ее, вслед за разделением ВОДЫ согласно Библии следует различать два рода ВЛАГИ: земную (под Твердию) и небесную (над Твердию): «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Книга Бытия, 1:1-10). Хотя ученые и не принимают это утверждение, все же следует особо отметить несомненное «ветвенное» родство слов ВЛАГА и БЛАГО (чередование согласных звуков в/б в начале этих родственных слов закономерно, к примеру, для древнегреческого языка, в котором /б/ и /в/ до сих пор являются вариантами одной фонемы, как в «Василий» и «Басилевс» - одно слово). «Ветвенное» родство объясняет, почему одна ВЛАГА, нисходящая на Землю с Небес, называется в славянорусском языке БЛАГОДАТЬЮ, а другая, насыщающая землю и обращающаяся в виде пара, дождя, и льда, - БОЛОТОМ, или БОГОМ (сравните название населенного пункта со множеством озер и болот «Бологое»). В древнегреческом языке Евангелия есть много слов, восходящих к единому с ВЛАГОЙ и БЛАГОМ древнему сочетанию корней *Вь-/*Бь-; *Лъ- и *Гъ-, к примеру, φλέγω /флего/ «гореть, жечь, освещать», возводимое этимологами к древнему корню *bʰel- «наливать(ся) светом, набухать, сиять». К этому же воссозданному (по-моему, составному) древнему корню ученые относят английские слова whale «кит» (буквально «набухающий и исторгающий фонтаны воды») и white /вайт/ «белый». Также и такие русские слова, как БЕЛЫЙ, БЕЛУГА, БАЛТИКА тоже возводят к корню *bʰel-. 


26.02.2020 22:41/читать дальше...
СУДЬБА

СУДЬБА – образовано от глагола СУДИТЬ/-СУЖДАТЬ при помощи суффикса (дополнительного корня – привитого «корешка») -бъ-, как в словах борьба, резьба, служба. Следовательно, представление о СУДЬБЕ основано на сочетании двух древних корней слова СУД: *som- «собрание, соединение» и *dhē- «деть, де́ло». До сих пор в судах, определяющих дальнейшую СУДЬБУ подсудимых, судьи рассматривают их уголовные и гражданские «Дела» на своих судебных процессах. Суффикс -бъ-, образующий от глаголов, в основном, имена существительные женского рода, придает названию процесса дополнительный смысл «подчинение, послушание, покорность». Покоряясь СУДЬБЕ, человек исполняет не свою, а иную волю: делает то, что СУЖДЕНО роком. Рокъ – реку – речь – это этимологически одно слово, в котором исторически чередуются гласные о/е и согласные к/ч. Судьба определяется роком (приговором) и по сути представляет собой наречение человека или даже целого народа (языка) тем или иным именем. Основанием для вынесения приговора, осуждающего человека или целый народ на тот или иной образ жизни, является Закон. Если человек (народ) живет по своим законам, нарушающим Закон Божий, он бывает осужден свыше и терпит наказание от Бога. Если же наоборот, живущие по Закону Божию преступают законы мира сего, они бывают осуждаемы приговорами мирских властей. «Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено (в греческом тексте οὐκ ἦν νόμος /ук эн номос/ «не в Законе»; в славянском переводе точнее сказано: «не бѣ́ зако́на пи́ти ча́шу») было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу» (Книга пророка Иеремии, 49:12). Тот, кто твердо придерживается Закона Божьего и в соответствии со своим призванием свыше живет по-Божески, обычно бывает ОСУЖДАЕМ и гоним в миру, обрекая себя на тяжелую СУДЬБУ собственным исповеданием Христа как Бога живого: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете» (Апостола Павла, первое послание Фессалоникийцам, 3:1-4). В оригинальном древнегреческом тексте вместо СУЖДЕНО написано κείμεθα /кеймета/ «положено» - от древнего корня *ḱey- «положить, уложить», однокоренное с латинскими cunae /кунэ/ «колыбель (куда кладут младенца», гнездо» и cīvis /цивис/ «гражданин (Рима)», «принадлежащий к цивилизации». К этому же корню восходит и санскритское слово शेते /śéte/ «поле». Каждый живущий в миру христианин ежедневно участвует в предопределении своей СУДЬБЫ, поскольку является гражданином одновременно двух цивилизаций: современного общества и Царства Божьего во Христе. Сердце человека – это поле битвы между двумя родами делателей: сеятелями доброй пшеницы и сеятелями плевел раздора. Удобрение и очистка почвы своего поля для получения доброго урожая – дело ума, который направляет волю владельца поля своими РАССУЖДЕНИЯМИ (рассудком): 


16.02.2020 22:59/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] 3 [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]