Слова:

ГРЕХ – надежных данных о происхождении этого слова в научной этимологии нет. Ученые утверждают, что на славянской почве это древнейшее слово восходит к представлению о смешении, ошибке. В говорах до сих пор сохраняется однокоренное слово сгреза, сгрезиться – «ошибка, ошибиться». Ошибку также называют огрехом, погрешностью. Родственными по происхождению считают также слова грязь, гроза, груз. Возможно,грех происходитот древнего корня*gher- «гореть желанием, хотеть». 


23.04.2017 21:48/читать дальше...

РАБ – по предположениям этимологов, происходит от древнего корня *orbh- «сирота, дитя». Однокоренными являются работа, ребенок (ранее «робя»), робот, робкий (старшее значение «немощный, нуждающийся в опеке и помощи»); английское orphan («сирота»). Однокоренные слова со значениями, близкими к «работа», «неволя», есть в немецком, греческом, санскрите, и еще многих древних и современных языках. В славянских евангельских текстах рабы часто именуются отроками – отлученными от рока (речи), то есть не имеющими права голоса – безгласными и не своевольными людьми.


22.04.2017 20:07/читать дальше...

ГЛАГОЛ – согласно мнениям современных ученых-этимологов, это слово состоит из двух повторений одного древнего корня *gol-/gъl. Сохранившееся в современном русском языке однокоренные слова глас и голос, сочетаясь, образуют единый образ: «Глас в голосе». Гласами в православной христианской культуре принято называть восемь ладов (тонов) богообщения, составляющих Осьмогласник, по-древнегречески – Октоих (октава – «воемь», ἦχος (ихос) — «отголосок», позже - Глас»).  Каждый из Гласов имеет свое название и предназначение в традиционном молитвенном богообщении: 1) Глас Богоявления, 2) Глас Исхода, 3) Глас Небесной радости, 4) Глас Всепразднственный, 5) Глас Поклонения, 6) Глас Покаяния, 7) Глас Преображения, 8) Глас Вечности. 


22.04.2017 19:55/читать дальше...

ПУТЬ – от древнего корня*pent- «ступать, ход», того же корня, что и древнегреческое Πόντος «морской путь», латинское pons (pontis) «мост, гать», английское find «найти, то есть «идя, наступить на что-либо». В Священном писании словом путь часто называется проход, который надо находить, открывать, чтобы, ступив на него, идти к цели через трудности и препятствия.  «И изгнал его Господь Бог из Рая сладости, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изринул Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь (ὁδὸν «одон») к Дереву жизни» (Бытие, 3:24).


18.04.2017 08:19/читать дальше...

ПРИ – от древнего корня *per-/*pre- «перед». Однокоренными по происхождению являются греческие πέρα «сверх»,  ἐπι­̀ «у, над, к»; латинское prae «перед, сверх, заранее».  Первичным по происхождению этимологи признают пространственный образ: «сближение, близость как результат притяжения». В Евангельских притчах образ сближения представляется как вращательное движение разрозненных частиц целого – людей по направлению к объединяющему Центру жизненных сил - Богу:


18.04.2017 08:15/читать дальше...

КОРЕНЬ – от древнего корня *kerъ- «резать, отсекать, рубить». Буквально, «часть растения, отсекаемая и остающаяся в почве при сборе урожая». Находится в более или менее близком родстве с кора, корчевать, расти, рыть, резать, рвать; с английским root и еще с великим множеством слов, связанных с представлениями и росте и сборе выросшего урожая. Однокоренным словом черен(ок) в славянских наречиях называли и рукоятку лопаты, и коренной зуб, и дуб, и лиственный («черьный») лес. 


18.04.2017 08:03/читать дальше...

ПОЭТ – от древнего корня *kwei- «созидать, творить», того же корня, что и древнегреческое ποιητης (поиитис) «творец, создатель» - одно из имен Божиих. В греческом тексте первой главы библейской «Книги Бытия» многократно звучит глагол ἐποίησεν (эпоиисен) «сотворил».  К этому же корню этимологи возводят русское чин, чинить. Поэзия представляет собой сочинение, то есть творческое созидание текстов путем приведения в порядок сочетаемых звуков, образов и смыслов.


18.04.2017 07:57/читать дальше...

КРЕПКИЙ –  происходит от двух древних корней *ker- (кре-) «расти» и *-kwej (-пъ) «созидать, творить». Дополнительный корень (суффикс) къ- означает «имеющий свойство».  Крепкий – одно из имен Бога. Имя архангела-благовестителя Гавриил в переводе означает «Крепость Божия». Согласно Священному преданию, именно архангел Гавриил укреплял Иисуса Христа в Гефсиманском саду во время моления о чаше: «Явися же ему ангел с небесе, укрепляя его» (От Луки, 22:43). 


18.04.2017 07:48/читать дальше...

ЛИЦО – древние корни этого слова учеными-этимологами не выяснены. Предположения авторов словарей о родстве слов лицо-лик и о связи этих слов с образом изгиба щеки мало что проясняют. Согласно Священному писанию, слово лицо восходит к образу литья, льющейся воды, то есть происходит от того же корня, что и слово, слава.


18.04.2017 07:44/читать дальше...
ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ –от трех древних корней: *pьrъ- /пер/ («сквозь»),*apa- /апа («обратно», «от»), *w(e)i-d- /уэйд/ («ведать, вещать»). Древний корень приставки про- *pьrъ- /пер/ («сквозь») – присутствует в таких русских словах, как первый, перед, правда, пророк. От этого же корня и корнесловного образа произошли международные слова-термины профессия, профессор (буквально «проникающий сквозь внешнюю оболочку во внутреннюю суть вещей»). По сути, честный проповедник – всегда пророк: избранный и вдохновенный свыше проводник Слова Божьего в разум и сердца людей. «А кто пророчествует(προφητεύων /профитивон/), тот говорит людям в созидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот созидает себя; а кто пророчествует (προφητεύων /профитивон/), тот созидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали (προφητεύητε); ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила созидание» (Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 14:3-5). Проповедники первых веков нашей эры, апостолы и их последователи, согласно свидетельствам Церкви, проповедовали не столько от себя, сколько в состоянии выхода из себя – экстазиса. В основе проповедей первых веков нашей эры было полное самоотвержение проповедников и добровольное предание ими себя Богу. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего (παραδόντος /парадонтос/ того же корня *pьrъ- /перъ/) Себя за меня» (Апостола Павла послание Галатам, 2:19-20). Второй корень слова ПРОПОВЕДЬ»), *apa- /апа/ («обратно», «от») указывает на обратное направление течения духовной силы, которая проникает в сердце проповедника-пророка и вызывает экстатическое состояние «не от мира сего»: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям (ἀποκαλύψεις /апокалипсес/ - тот же корень, что и в ПРОПОВЕДЬ) Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (Второе послание апостола Павла коринфянам, 12: 1-3). 


04.04.2017 20:55/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] 25 [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]