Слова:

БЕС – происходит от того же древнего корня, что и бояться. Родственно болгарскому бесът, сербохорватскому биjec «ярость», литовскому baisa «страх», древнегреческому πίθηκος (бистикос) «обезьяна, кривляка». По фонетическим причинам ученые этимологи (Макс Фасмер и другие) отвергают происхождение слова бес от латинского bestia(бестия) «животное, зверь». При этом зарубежные этимологи признают, что происхождение слова bestia им неизвестно.


01.05.2017 00:05/читать дальше...

ЗАБЫТЬ – сочетание двух современных слов: за (см.) и быть (см.). Единое представление: «переместить за пределы настоящего бытия – отсюда; отпустить (то есть опустошить, очистить); оставить там». «Мешок», в котором сложены мысли и образы, связывающие нас с прошлой жизнью, называется памятью. То, что мы помним, переносится из прошлого в настоящее в виде образов, осложняющих настоящую жизнь.


30.04.2017 23:52/читать дальше...

СЕРДЦЕ – от древнего корня *kerd- «сердцевина», «середина», «средоточие». Греческое однокоренное καρδιά, латинское cordia, английское heart. Сердцевина, сердце – это средоточие разделенного, соединение раздвоенного, внутренний центр, точка в середине, связующая организм в единое целое.  В Евангельской притче сердце человека представляет собой почву, в которую Господь сеет слово: «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге» (От Матфея, 13:19). 


26.04.2017 00:28/читать дальше...

ДЕЛАТЬ – от древнего корня *dhe- «помещать», «устраивать». Тот же корень, что и в санскритском *dadhati «помещает», «устраивает»; в английском do «делать». Однокоренные в современном русском языке: деятель, деяние, деятельность. Делать первоначально означает «устраивать уже сотворенное». Творческая деятельность человека изначально не есть произвольное творение, а только обустройство, делание сотворенного Богом мира – служение Творцу. «И взя́ Госпóдь Бóгъ человѣ́ка, егóже создá, и введé егó в рáй слáдости, дѣ́лати егó и храни́ти» (Бытие, 2:15).


26.04.2017 00:21/читать дальше...

РОК – от древнего корня *rok/rek- «определять», «устраивать». Первоначальный смысл: «определение дальнейшей судьбы высказанным словом», «приговор, определяющий судьбу». Однокоренные слова речь, реку, зарок, нарочно, оброк, отрок, порок, пророк, урок; польское rzecz «вещь»; сербохорватское риjеч «слово»;древнегреческое ῥῆμα (рема) «речь, сообщение»; санскритское रचयितर् (рачайтар) «автор, создатель», ऋषि (риши) «певец священных гимнов, мудрец». Произнесение рокового слова – это не просто речь, а овеществление произнесенного благословения или проклятия, определение дальнейшей судьбы обрекаемого говорящим человека.


26.04.2017 00:11/читать дальше...

ГРЕХ – надежных данных о происхождении этого слова в научной этимологии нет. Ученые утверждают, что на славянской почве это древнейшее слово восходит к представлению о смешении, ошибке. В говорах до сих пор сохраняется однокоренное слово сгреза, сгрезиться – «ошибка, ошибиться». Ошибку также называют огрехом, погрешностью. Родственными по происхождению считают также слова грязь, гроза, груз. Возможно,грех происходитот древнего корня*gher- «гореть желанием, хотеть». 


23.04.2017 21:48/читать дальше...

РАБ – по предположениям этимологов, происходит от древнего корня *orbh- «сирота, дитя». Однокоренными являются работа, ребенок (ранее «робя»), робот, робкий (старшее значение «немощный, нуждающийся в опеке и помощи»); английское orphan («сирота»). Однокоренные слова со значениями, близкими к «работа», «неволя», есть в немецком, греческом, санскрите, и еще многих древних и современных языках. В славянских евангельских текстах рабы часто именуются отроками – отлученными от рока (речи), то есть не имеющими права голоса – безгласными и не своевольными людьми.


22.04.2017 20:07/читать дальше...

ГЛАГОЛ – согласно мнениям современных ученых-этимологов, это слово состоит из двух повторений одного древнего корня *gol-/gъl. Сохранившееся в современном русском языке однокоренные слова глас и голос, сочетаясь, образуют единый образ: «Глас в голосе». Гласами в православной христианской культуре принято называть восемь ладов (тонов) богообщения, составляющих Осьмогласник, по-древнегречески – Октоих (октава – «воемь», ἦχος (ихос) — «отголосок», позже - Глас»).  Каждый из Гласов имеет свое название и предназначение в традиционном молитвенном богообщении: 1) Глас Богоявления, 2) Глас Исхода, 3) Глас Небесной радости, 4) Глас Всепразднственный, 5) Глас Поклонения, 6) Глас Покаяния, 7) Глас Преображения, 8) Глас Вечности. 


22.04.2017 19:55/читать дальше...

ПУТЬ – от древнего корня*pent- «ступать, ход», того же корня, что и древнегреческое Πόντος «морской путь», латинское pons (pontis) «мост, гать», английское find «найти, то есть «идя, наступить на что-либо». В Священном писании словом путь часто называется проход, который надо находить, открывать, чтобы, ступив на него, идти к цели через трудности и препятствия.  «И изгнал его Господь Бог из Рая сладости, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изринул Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь (ὁδὸν «одон») к Дереву жизни» (Бытие, 3:24).


18.04.2017 08:19/читать дальше...

ПРИ – от древнего корня *per-/*pre- «перед». Однокоренными по происхождению являются греческие πέρα «сверх»,  ἐπι­̀ «у, над, к»; латинское prae «перед, сверх, заранее».  Первичным по происхождению этимологи признают пространственный образ: «сближение, близость как результат притяжения». В Евангельских притчах образ сближения представляется как вращательное движение разрозненных частиц целого – людей по направлению к объединяющему Центру жизненных сил - Богу:


18.04.2017 08:15/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] 27 [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]