Слова:

БЕРЕГ – от древнегокорня *bherg(h) «выскокий край суши», «гора», «холм». В германских языках к этому корню возводят не только burg «город, крепость», но и слова, произошедшие от первокорня *bher-:  bear «поднимать и нести на себе, выносить», burden «ноша, бремя». 


25.02.2017 16:20/читать дальше...

БЕРЕЧЬ – от древнего корня   *bherg(h), того же, что в берег, бремя. Беречь восходит к первообразу «вознести в гору, поднять на возвышение»; оберегать – «ограждать вознесенную в гору ношу со всех сторон». 


25.02.2017 16:13/читать дальше...

ЖИВОТ – от древнего корня*gweie- «жить», однокоренное с латинским vita «жизнь». Древнейшим первообразом живота, вероятно, является «липнуть, прилепить(ся), привить(ся)». Однокоренные слова жир, живица (смола), жизнь,жито, жить. Близкородственным к живот является слово жидкость, происходящее от корня *gwei-dh «слизь».


25.02.2017 16:00/читать дальше...

ЧАДО – от древнего корня*ken- «вновь появляться наружу», «вновь начинаться». Того же корня, что и начало, зачатие, кон, конец. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 


22.02.2017 18:08/читать дальше...

ЦЕНТР – от древнего корня*ken-t- «колоть», «ткнуть», «точка в середине». Вероятно, *ken- в *ken-t-  - это тот же древнейший корень, что и в «чадо», начало», «зачатие». Тогда дополнительный корень –tъ тот же, что и в «ткнуть», «точка», «острие».  Однокоренное с центр древнегреческое слово  κέν­τρον «жало», «острие», от глагола κέντῳ (кенто) «колю», «протыкаю». 


22.02.2017 18:04/читать дальше...

ГОРДЫЙ – по предположениям ученых этимологов, это слово происходит от древнего корня*gher «тереть», «загореться от трения». В.Даль: «Гордый — ... кто ставит себя самого выше прочих». Преподобный авва Дорофей: «Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего не значащего, а себя считает выше его. 


22.02.2017 17:20/читать дальше...

ВЯЗАТЬ – от двух древних корней: *wei- «вить», «поворачивать» и *-jez (с носовым гласным) «узы», «узел». От корня *wei- произошли слова вино, и вина. Виновный человек бывает связан не только внешними узами, но и собственным тяжелым чувством рабства греху. Единый образ вязать - «вить узлы», «обуздывать». 


22.02.2017 17:10/читать дальше...
МЫСЛЬ

МЫСЛЬ – первый древний корень mon-dh-/*meu-dh-/*men-dh- означает «устремление духа к цели, дума». Сосудом для мысли служит слово. Однокоренное с мысль греческое mythos (миф) имеет древнее значение «речь», «произнесенное слово», «сказание». Выражение мысли происходит всегда на выдохе: вдохновленная теми или иными духовными силами мысль износится духом человека из глубины сердца: «Не входя́щее во устá скверни́т человѣ́ка: но исходя́щее изо ýст, тó скверни́т человѣ́ка» (От Матфея, 15: 11). Исходящая из сердца МЫСЛЬ в слове проносится духом через головной мозг и уста наружу – произносится: «Порождéнiя ехи́днова, кáко мóжете добрó глагóлати, зли́ сýще (будучи злыми)? От избы́тка бо сéрдца устá глагóлют. Благíй человѣ́к от благáго сокрóвища изнóсит благáя: и лукáвый человѣ́к от лукáваго сокрóвища изнóсит лукáвая» (От Матфея, 12:34-35). Дополнительный корень (суффикс) –сль, возможно, тот же, что и в слово, слыть, слух, слава. Этимологически однокоренными по первому корню*meu-dh-/*men-dh- являются современные слова мудрый, муза, музыка, мнить, мнение, ментальность, английское memory (мемори) «память». Устойчивые словосочетания современного русского языка соответствуют представлению о том, что ум от сердца направляет мысли в голову, то есть, к рассудку человека: умная мысль; мысль пришла в голову; сердечные помыслы. Евангелие прямо указывает на то, что главный орган для восприятия приходящих мыслей, хранения и вынашивания их – это не голова, а сердце. В отличие от умной головы мыслей, которые высказываются вслух и, сердечные помыслы проявляются в сердечной тишине и становятся вѣ́домы (видимы в духовном мире) сердцевѣ́дцу Богу: «При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (От Матфея, 9:3-4). «Вни́де же помышлéнiе в ни́х, ктó и́х вя́щшiй (кто из них больший) бы бы́л. Иисýс же вѣ́дый помышлéнiе сердéц и́х, прiéм отрочá, постáви é у себé (призвал отрока и поставил около себя и рече́ и́мъ: и́же а́ще прiи́метъ сiе́ отроча́ во и́мя мое́, мене́ прiе́млетъ: и и́же а́ще мене́ прiе́млетъ, прiе́млетъ посла́вшаго мя́: и́же бо (потому что) ме́ншiй (в оригинале (μικρότερος /микротерос/) е́сть въ ва́съ, се́й е́сть вели́къ)» (От Луки, 9:46-47). Почему «меньший в нас» наиболее велик перед Госоподом? – Наше «Я» тройственно. Внутри каждого плотского внешнего человека скрыт внутренний душевный и внутреннейший духовный. Помышляя о том, «кто из них больший», взрослые апостолы повели себя, как малые дети, соперничающие за место отцовского любимчика. Внутреннейший человек, пребывающий в сердце, всегда мал: микроскопичен. Он мыслит не абстрактными понятиями, схемами и формулами, а как все дети Божии: живыми образными представлениями (иконами). Именно он, самый маленький-микротерос «внутреннийший сердца человек» своими духовными устремлениями направляет ум и чувства внешнего человека на те или иные поступки. Бог милует и принимает в нас не самостоятельного умного взрослого, а Свое малое (микро) дитя. Греческое слово μικρός /микрос/ происходит от древнего корня, восстановсленного учеными в виде *smēyg- «малый, тонкий, хрупкий». Хотя ученые и не признают этого (возможно, просто не обращают на это внимание), я убежден, что внутри *smēyg- скрыт более прочстой древнейший корень *men- «устремление духа» - тот же, что и в МЫСЛЬ. 


22.02.2017 16:57/читать дальше...

МУЧИТЬ – древний корень *men(ǝ)k «мять, щемить, дробить». Греч. μάσσω – «давлю, мну». Отсюда: мягкий, мякоть, масса, месить. «Прiиди́те, и сошéдше смѣси́м тáмо язы́к и́х, да не услы́шат кíйждо глáса бли́жняго сво­егó. И разсѣ́я и́хъ от­тýду Госпóдь по лицý всея́ земли́: и престáша зи́ждуще грáд и стóлп. Сегó рáди наречéся и́мя егó смѣшéнiе, я́ко тáмо смѣси́ Госпóдь устнá всея́ земли́, и от­тýду разсѣ́я и́хъ Госпóдь по лицý всея́ земли́» (Бытие, 11:7-9). 


22.02.2017 16:50/читать дальше...

МОТИВ – от древнего корня *meue- «проталкивать», «продвигать», «колебать». Современный термин восходит к латинскому motivus – «подвижный», буквально, «двигающий по» (жизненному пути) – движущая сила поступков. В английском языке однокоренной глагол to move «двигать».  


22.02.2017 16:42/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] 30 [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]