Слова:

СТРАДАТЬ – восходит к  древнему плодотворному сочетанию корней  *(s)ter;    *(s)tre – «делаться твердым, жестким», «коченеть». Приставочный корень с(о)- в этом сочетании означает «связь, единство». Основной корень –тер/тор/тър связан с первообразным представлением «трение», «тереть». 


01.02.2017 19:25/читать дальше...
ЗАПОВЕДЬ

ЗАПОВЕДЬ – две приставки и основа этого слова восходят к трем древним корням: *g’ho- /г'хо/ «из-за», *apa- /апа/ («обратно»), *weyd- /*w(e)i-d- «знать, видеть». Сочетание трех корнесловных образов порождает представление о ЗАПОВЕДИ как о возвращении свыше во внутренний мир человека ведения Закона Божьего. Однокоренными и сходными по внутренней образности являются русские слова ЗАВЕТ, ЗАВЕЩАНИЕ; однокоренными в основе – СОВЕТ, СОВЕЩАНИЕ, СОВЕСТЬ. «Блаже́нъ му́жъ, и́же не и́де на совѣ́тъ нечести́вых, и на пути́ грѣ́шных не ста́, и на сѣда́лищи губи́телей не сѣ́де: но въ зако́нѣ Госпо́дни во́ля его́, и въ зако́нѣ его́ поучи́тся де́нь и но́щь. И бу́детъ я́ко дре́во насажде́ное при исхо́дищихъ во́дъ, е́же (которое) пло́д сво́й да́ст во вре́мя свое́, и ли́ст его́ не отпаде́т: и вся́, ели́ка а́ще твори́т, успѣ́ет. Не та́ко нечести́вiи, не та́ко: но я́ко пра́х, его́же возмета́ет вѣ́тръ от лица́ земли́. Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вiи на су́д, ниже́ грѣ́шницы в совѣ́тъ пра́ведных. Я́ко вѣ́сть Госпо́дь пу́ть пра́ведных, и пу́ть нечести́вых поги́бнет» (Псалом Давида 1:1-6). Древнегреческое слово ἐντολή /энтоле/, которому соответствует в Священном писании слово ЗАПОВЕДЬ, также содержит в своих корнях образное представление о возвращении человека к первозданному совершенству в Законе Божьем. Первый древний корень слова ЭНТОЛЕ скрыт в его приставке ἐν-. Этимологи воссоздали его как *hén «внутренний». К этому корню восходят такие слова, как греческие εἰς /из/ «единый», ἔντερα /энтера/ «внутренности, утроба, чрево», предлог ἐν /эн/ «во, при, у», ἦτορ /етор/ «сердце». В русском языке к этому корню возводят слово ядро́ «лоно, недра». Однокоренными также считаются санскритское अण्ड /анда/ «яйцо», английское heart «сердце», латинское uterus «утроба, чрево». Этот корнесловный образ указывает на внутреннюю суть, ядро внутреннего мира человека и на сердцевину любой сотворенной вещи. В отличие от внешнего меняющегося мира внутренний мир постоянен. Свойства духа и сила, заключенная в ядре, определяют судьбу и жизненный путь всего организма, вращающегося вокруг него. Именно этот корнесловный образ сердцевины, единого ядра, вокруг которого вращается вся вселенная, является ключевым в Символе православной христианской веры: Верую во еди́наго (εἰς ἕνα /из эна/) Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во еди́наго (εἰς ἕνα /из эна/) Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася (ἐνανθρωπήσαντα /энантропесанта/…». Второй, основной корень греческого библейского слова ЭНТОЛЕ «ЗАПОВЕДЬ» восходит к древнему корню *kʷel- «вращать, возвращать, совершать». От этого корня произростают такие родственные слова, как английское wheel /вил/ «колесо»; санскритское चरति /карати/ «вести себя, ходить (по кругу)»; славянорусское телец, теленок. Не доказано, но вероятно, что к этому же корню восходит русское слово тело.


01.02.2017 19:16/читать дальше...

ВОСКРЕСЕНИЕ – от двух древних корней: приставочный вос-/воз- «вверх, из прошлого в настоящее» и  основной –крес (греч. [тропи]) «животворный огонь». Кресити –«высекать огонь кресалом, кремнем». Креснути в древности  означало «гореть, пылать огнем жизни». Противоположность кресению – угасание, затухание (ср. угас «умер»). 


01.02.2017 19:13/читать дальше...

ПРЯМОЙ –Древний корень  *per-, *pro-. В польском – prosty; в болгарском – право. В славянорусском - прямый, прѣмо (прямо) – «напротив, впереди». Прямъ «правильный, честный, простой». Этимологи предполагают родство с греч. πρόμος (промос) «передний, стоящий во главе».


31.01.2017 21:36/читать дальше...

ПРОСТОЙ – от древнего приставочного корня*pro-/pra- и основного *sъtъ. Приставочный корень тот же, что и в предлоге про , а второй – тот же, что и в стоять, стать. Корень про-/пра- восходит к древнему славянскому мифологическому представлению  «проникающее движение сквозь пространство и/или время»:  через прошлое, настоящее и будущее во времени, или через навь и явь в правь в пространстве духовного мира. 


31.01.2017 21:34/читать дальше...
ПРОСИТЬ

ПРОСИТЬ – современные российские этимологи вслед за Максом Фасмером традиционно возводят это слово к тому же корню, что и латинское рrесоrārī /прекорари/ «просить, умолять». Древний корень слова рrесоrārī западные этимологи воссоздают как *prek-«мольба, просьба». Корень *prek- тот же, что и греческом προσευχῆ /просэвхи/ «молитва», и в английском pray /прэй/ «молить, молитва». Исконно ПРОСЬБА – это мольба, молитва, обращенная прежде к Богу, а затем и к людям ради Бога. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (От Марка, 11: 17). В древнегреческом оригинале этого стиха вместо «домом молитвы» написано «οἶκος προσευχῆς» (икос просевхис). Корнесловно Цервковь можно назвать домом ПРОСЯЩИХ. «Проси́те (в греческом оригинале αἰτεῖτε /этейте/ - одного корня с *αἶτος /эйтос/ «доля, жизненная сила, вечность») и да́стся ва́мъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отве́рзется ва́мъ: вся́къ бо прося́й прiе́млетъ, и ищя́й обрѣта́етъ, и толку́щему отве́рзется. Или́ кто́ е́сть от ва́съ человѣ́къ, его́же а́ще воспро́ситъ сы́нъ его́ хлѣ́ба, еда́ ка́мень пода́стъ ему́? Или́ а́ще ры́бы про́ситъ, еда́ змiю́ пода́стъ ему́? А́ще у́бо вы́, лука́ви су́ще, умѣ́ете дая́нiя бла́га дая́ти ча́домъ ва́шымъ, кольми́ па́че «насколько больше» Оте́цъ ва́шъ небе́сный да́стъ бла́га прося́щымъ у него́» (От Матфея, 7:7-11). Близко родственным («ветвенное родство» по терминологии А. Шишкова) корню *prek- является *perk-, тот же, что и перечить, прекословить, поперек. По-моему, древний корень *prek-/ *perk- является составным из двух праязыковых первокорней: *per- и *kъ. Корень *per- тот же, что и в первый, переть, перед, прежде, пра-, про-. Корень *kъ- – тот же, что и в вопросительных местоимениях къто, который, чей, и еще многих. Сочетание древних корней *per-«мольба, просьба» и *kъ «обращение, присоединение» в единый составной корень *prek-/ *perk- на русской почве породило слова ПРОК «польза для будущей жизни», ПРОЧИТЬ, ПРОЧНЫЙ (буквально «пригодный для вечной жизни»). Вопросительное местоимение КТО исконно означает «который из двух?». Слово КОТОРЫЙ, по данным этимологических словарей, является однокоренным с КТО. Здесь скрыто коренное представление о двойственном выборе между первым (порождающим, главным) и вторым (порожденным), между добром и злом, истиной и ложью, настоящим и кажущимся. Древнейшая потребность в осознанном выборе между добром и злом у нас в крови. Она лежит в основе психических ПРОЦЕССОВ (слово от того же корня, что и ПРОК, ПРОЧИТЬ) человека. ПРОСЬБА-ВОПРОС – это основа любого рассуждения и разумного познания, в основе которого лежит поиск на вопрос «добро это или зло?». 


31.01.2017 21:31/читать дальше...

ПРИТЧА – от древнего приставочного корня *per-/*pre- «перед» и основного *tъk- «течь, ток», ср. предтеча «предшественник». Этимологически притча это отправная точка (о – беглый гласный в корне тъч), присутствующая в течении речи и являющаяся предисловием к откровению сути – сокровищ Премудрости.


31.01.2017 21:29/читать дальше...

ПРЕДОК– от древнего корня*реr- «перемещать», того же, что и в пере-, перед, первый. В современных толковых словарях утверждается представление о предке как о человеке из  прошлого: «Родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду» (Словарь Ушакова). 


31.01.2017 21:21/читать дальше...

ПОТОМОК – в древних текстах, в том числе, в Библии, это слово, как правило, заменяется более конкретными: чадо, сын,внук, семя. Происходит от двух древних корней: по- «после» и –тъ «тот, тому». В древних представлениях пространство и время четко разделялось на два: «сей свет и тот свет»; 


31.01.2017 21:08/читать дальше...

ПОНЯТИЕ от древнего приставочного корня *apo- «в удалении от, после» и основного *em- «брать, взять». Приставка по- имеет первоначальное значение «след от того, кто прошел в пространстве», «последствие события во времени». Согласный н встречается во многих сохранившихся в современном русском языке сочетаниях приставок с общеславянским глаголом *имати – яти «брать» – «взять». 


31.01.2017 21:07/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] 31 [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]