Слова:

ПРОСИТЬ

ПРОСИТЬ – современные российские этимологи вслед за Максом Фасмером традиционно возводят это слово к тому же корню, что и латинское рrесоrārī /прекорари/ «просить, умолять». Древний корень слова рrесоrārī западные этимологи воссоздают как *prek-«мольба, просьба». Корень *prek- тот же, что и греческом προσευχῆ /просэвхи/ «молитва», и в английском pray /прэй/ «молить, молитва». Исконно ПРОСЬБА – это мольба, молитва, обращенная прежде к Богу, а затем и к людям ради Бога. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (От Марка, 11: 17). В древнегреческом оригинале этого стиха вместо «домом молитвы» написано «οἶκος προσευχῆς» (икос просевхис). Корнесловно Цервковь можно назвать домом ПРОСЯЩИХ. «Проси́те (в греческом оригинале αἰτεῖτε /этейте/ - одного корня с *αἶτος /эйтос/ «доля, жизненная сила, вечность») и да́стся ва́мъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отве́рзется ва́мъ: вся́къ бо прося́й прiе́млетъ, и ищя́й обрѣта́етъ, и толку́щему отве́рзется. Или́ кто́ е́сть от ва́съ человѣ́къ, его́же а́ще воспро́ситъ сы́нъ его́ хлѣ́ба, еда́ ка́мень пода́стъ ему́? Или́ а́ще ры́бы про́ситъ, еда́ змiю́ пода́стъ ему́? А́ще у́бо вы́, лука́ви су́ще, умѣ́ете дая́нiя бла́га дая́ти ча́домъ ва́шымъ, кольми́ па́че «насколько больше» Оте́цъ ва́шъ небе́сный да́стъ бла́га прося́щымъ у него́» (От Матфея, 7:7-11). Близко родственным («ветвенное родство» по терминологии А. Шишкова) корню *prek- является *perk-, тот же, что и перечить, прекословить, поперек. По-моему, древний корень *prek-/ *perk- является составным из двух праязыковых первокорней: *per- и *kъ. Корень *per- тот же, что и в первый, переть, перед, прежде, пра-, про-. Корень *kъ- – тот же, что и в вопросительных местоимениях къто, который, чей, и еще многих. Сочетание древних корней *per-«мольба, просьба» и *kъ «обращение, присоединение» в единый составной корень *prek-/ *perk- на русской почве породило слова ПРОК «польза для будущей жизни», ПРОЧИТЬ, ПРОЧНЫЙ (буквально «пригодный для вечной жизни»). Вопросительное местоимение КТО исконно означает «который из двух?». Слово КОТОРЫЙ, по данным этимологических словарей, является однокоренным с КТО. Здесь скрыто коренное представление о двойственном выборе между первым (порождающим, главным) и вторым (порожденным), между добром и злом, истиной и ложью, настоящим и кажущимся. Древнейшая потребность в осознанном выборе между добром и злом у нас в крови. Она лежит в основе психических ПРОЦЕССОВ (слово от того же корня, что и ПРОК, ПРОЧИТЬ) человека. ПРОСЬБА-ВОПРОС – это основа любого рассуждения и разумного познания, в основе которого лежит поиск на вопрос «добро это или зло?». 


31.01.2017 21:31/читать дальше...

ПРИТЧА – от древнего приставочного корня *per-/*pre- «перед» и основного *tъk- «течь, ток», ср. предтеча «предшественник». Этимологически притча это отправная точка (о – беглый гласный в корне тъч), присутствующая в течении речи и являющаяся предисловием к откровению сути – сокровищ Премудрости.


31.01.2017 21:29/читать дальше...

ПРЕДОК– от древнего корня*реr- «перемещать», того же, что и в пере-, перед, первый. В современных толковых словарях утверждается представление о предке как о человеке из  прошлого: «Родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду» (Словарь Ушакова). 


31.01.2017 21:21/читать дальше...

ПОТОМОК – в древних текстах, в том числе, в Библии, это слово, как правило, заменяется более конкретными: чадо, сын,внук, семя. Происходит от двух древних корней: по- «после» и –тъ «тот, тому». В древних представлениях пространство и время четко разделялось на два: «сей свет и тот свет»; 


31.01.2017 21:08/читать дальше...

ПОНЯТИЕ от древнего приставочного корня *apo- «в удалении от, после» и основного *em- «брать, взять». Приставка по- имеет первоначальное значение «след от того, кто прошел в пространстве», «последствие события во времени». Согласный н встречается во многих сохранившихся в современном русском языке сочетаниях приставок с общеславянским глаголом *имати – яти «брать» – «взять». 


31.01.2017 21:07/читать дальше...

ПОКОЛЕНИЕ - восходит к древнему корню *k’el/*k’ol – «вертеться», «вращаться», «подниматься вверх». Причем, коление  содержит образ не замкнутого «порочного» круга, а витка восходящей спирали. Состав: По +  коление, где по- сравнимо с греч. апо – «от», «из», «вслед за»;


31.01.2017 21:04/читать дальше...

ПО от древнего приставочного корня *apo- «в удалении от, после». Приставка или предлог по имеет первоначальное значение «след от того, кто прошел в пространстве», «последствие события во времени».  «Ами́нь, ами́нь глагóлю тебѣ́: егдá (когда) бы́л еси́ ю́н, поя́сал­ся еси́ сáм, и ходи́л еси́, 


31.01.2017 21:01/читать дальше...

ПЛОД – по предположениям, от древнего корня *pel-/plo- «полнить, умножать». Во множестве современных слов этот корень присутствует в виде приставки поли- «много-». Также этот корень сохранился в словах полный, исполнить, полк,  популярный, публика, англ. people (пипл) «люди», full «полный»; 


31.01.2017 20:59/читать дальше...

ПЛАМЯ – древний корень *pol; *ple- «жечь», «гореть».  Однокоренные слова: палить, пылать, пыль. Праславянское *роlmеn-, где –men – суффикс (дополняющий корень), связано с поле́но, пали́ть, пе́пел, пылать. Пламя – горение огня, которое палит, сжигает, обращает плоть в пепел, пыль


31.01.2017 20:57/читать дальше...

ПИТАТЬ древний корень *pi- «жировать, изобиловать»  объединяет это слово с пить.  К этому же корню восходят слова пир, пиявка, пестовать, воспитывать, пища. Объясняющее слово в толковых словарях: «кормить». «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; 


31.01.2017 20:55/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] 34 [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]