Слова:

РАЗИТЬ – от того же древнего корня, что и приставочный корень раз: *ord(h)/rej – «разделять пополам, разрушать».  ««Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (От Марка, 3:24-25). Чтобы покорить ум и сердце человека, его надо сначала поразить. Средствами массового поражения являются не только термоядерные бомбы, но и применяемые в речах слова. Речь, подобно реке, корнесловно связана с 


24.01.2017 18:04/читать дальше...
ПОСТ

ПОСТ – хотя слово считается заимствованным, русское мировоззрение воспринимает его как состоящее из двух частей: по+сът. Первая часть, по- восходит к древнему корню *hъpó- «от», тому же, что в древнегреческом ἀπό /апо/ «от» (как в апокалипсис – откровение). Вторая часть -сът происходит от древнего корня *steh- «стоять, стать», того же, что и в словах СТАН, СТОЛ, СТАТУС; в древнегреческом στάσις /стасис/. В сочетании два образа порождают народное представление о ПОСТЕ как о временном отказе от обычной жизни: стоянии в стороне от ее течения. Пребывая в ПОСТЕ, человек, конечно же, продолжает «течь по жизненному пути», но изменяет направление течения жизни, устремляясь не вперед к неизбежному концу, а вверх – к Богу и вечной жизни в Царстве небесном. Неслучайно святые отцы советуют своей пастве во время Великого поста пребывать, по возможности, на одном месте, не растекаясь в разные стороны ни физически, ни мысленно. Согласно Евангелию, ПОСТ есть способ исцеления человека от духовной немощи. Постом человек не только сохраняет или восстанавливает собственную внутреннюю цельность и верность Богу, но и обретает силу для исцеления других: «я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом νηστείᾳ» (От Матфея, 17:16-21). Греческое слово νῆστις /нэстис/ «пост» состоит из двух основных частей: νῆ- /нэ/ + στ /сът/. Первая часть восходит к древнему корню *neh- «течь». Этот корень находится в «ветвенном» родстве с корнем *hen- «вверх», от которого произошло слово ἀνά /ана/ «вверх». Вторая часть восходит к тому же корню *steh- «стоять, стать», что и слова στάσις /стасис/, статус, стан. В сочетании корни *neh- «течь», *hen- «вверх» и *steh- «стоять, стать» порождают главное слово христианской культуры и религии: Αναστάσεως /Анастасиос/ «ВОСКРЕСЕНИЕ». Без ПОСТА нет и не может быть ВОСКРЕСЕНИЯ человека для новой вечной жизни вслед за Христом. События, описанные в 17 главе Евангелия от Матфея, происходят на восьмой день после Преображения Господня. Хотя этот двунадесятый праздник, начиная с 9 века, принято праздновать 6 (19) августа, из хронологии Евангельских событий явствует, что, как убедительно доказал профессор С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов, Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте – во время Великого Поста (!). Это произошло незадолго до их прихода в Иерусалим и Седмицы ваий (Вербного воскресенья). Сразу после исцеления бесноватого юноши Христос предупредил учеников о Своей скорой смерти и воскресении: «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (От Матфея, 17: 21-23). 


24.01.2017 18:03/читать дальше...

ПИР -  однокоренное с "пить",  -ръ  -  суффикс, тот же, что и в миръдаръ. Все мы званы на благой пир Того, Кто говорит: «Аз есмь путь и истина, и живот".  И каждый из избранных может позвать других на благой пир: «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». (Лк. 14: 13 - 14). Суффикс (первокорень) -ръ   придает имени существительному пир, 


24.01.2017 18:01/читать дальше...

ОГОНЬ – Того же корня, что санскритское Агни – имя идола огня и жертвоприношений. Особенно часто упоминается в Ригведе. Огонь - одно из имен Бога в Ветхом Завете: Яхве – «рождающий огонь». Два рода огня: 1) святой огонь, освящающий плоть, не опаляя  ее (символ любви). Дым от такого огня благоприятен. По-гречески его называют фимиам от θυμιάω [фимиао] — «жгу, порождаю дым, курю». «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца 


24.01.2017 18:01/читать дальше...

ОБРЯД – Состав: Об- «вокруг» + ряд «устроение». Получается обустройствовсестороннее упорядочение. С одной стороны, обряд – это важная часть жизни человека. С другой стороны, каждый человек – это участник, то есть часть обрядов. Все обряды включают в себя символическое движение по кругу, а точнее – по восходящей спирали. Любой ряд, устроенный естественным образом, оказывается не прямым и ровным, а восходящим: планеты и звезды, семечки в подсолнухе, 


24.01.2017 18:00/читать дальше...

ЗВАТЬ - корень –зъв- восходит к тому же образу, что  и «зов, звук»«Звук, зов», в свою очередь, является этимологически однокоренным со словом «глас, голос»: в английском call (*кол) – «звать», так же, как и в шведском kalla (*кала) – «звать» этот звуковой образ звучащего колокола сохранился в похожем виде. Слова: «звать, звук, голос, глас, колокол» произрастают и развивают свои современные различные значения из единого корня со словом 


24.01.2017 17:58/читать дальше...

ЗА – возводится этимологами к первокорню *g’ho- «после, из-за». В балтийских языках и говорах сохранилась форма с перестановкой: az, aiz «через». Первообраз, возможно, указывает на то, что находится «по ту сторону» пространства и времени этого света, в ином мире, отделенном от «здесь и сейчас» непреодолимой для смертного человека преградой: «За тридевять земель», «за морями, за долами», «в незапамятные времена». «Тогдá глагóла емý Иисýсъ: иди́ за мнóю, сатанó: пи́сано бо 


24.01.2017 17:56/читать дальше...

ДЫМ – древний корень *dheu- «распространяться, кружиться, вихриться». К этому же корню восходит греческое θῡμός   [фумос] «душа, воля, страсть». Гласный ы – беглый. Форма дм сохранилась в слове надменный – «надутый, наполненный дымом». Нет дыма без огня. «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех 


24.01.2017 17:56/читать дальше...

ДУША — Того же корня, что дышать, дух, дохнуть, дуть.  Вл. Даль: «бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею, в общем значении — человек с духом и телом». «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным 


24.01.2017 17:54/читать дальше...

ДУМАТЬ –  одни ученые возводят это слово к  первокорню *dhe-, тому же,  что и в английском doom [дум] «рок, приговор судьбы». Тогда корень тот же, что и в русском делать. Другие считают, что первокорень - *mudh  - тот же, что в русских словах мысль, мудрый; в греческом слове миф «произнесенное слово». Появление формы думать объясняют древней перестановкой согласных муд(х) – дум.  В древнем церковнославянском тексте канонических Евангелий глагола думать нет. 


24.01.2017 17:54/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] 35 [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]