Слова:

БЛАГО

БЛАГО – согласно предположениям этимологов, возможно, происходит от того же корня, что и белый: *bhelg- «гореть, сиять, блестеть». В древнерусском языке болого – «хорошо, добро» В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Толковые словари определяют благо как «богатство». Есть устойчивое словосочетание «материальные блага», но нет *«духовное благо» - только «духовное богатство». Очевидно, словом БЛАГО изначально в славянской культуре именовали плоды Духа Божия, «Сокровища благих и жизни подателя». Поэтому плеоназм (избыточное наименование вроде «масла масленого») «духовное благо» в русском языке не прижился, а есть только материальные блага – воплощенные в материи плоды Творения. БЛАГИЙ – одно из имен Божиих: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий (ἀγαθέ) ! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же рече ему: что мя глаголеши блага (ἀγαθόν); никтоже благ (ἀγαθὸς), токмо един Бог» (От Марка, 10: 18). В древнегреческом оригинале этого текста на месте слова БЛАГ стоит ἀγαθὸς /агатхос/ , а в латинском bonum/ bonus. Этимологи возводят греческое слово к двум древним корням: 1) *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» - тот же корень, что в слове «мега» породил первую часть ἀγα; 2) корень *dʰheh- «вдохновлять, утверждать» - тот же, что и в русском ДЕЛАТЬ, породил вторую часть, от которой в греческом слове остался только один звук θ (из сочетния /дъх/. В латинском слове-кальке с ἀγαθὸς эти два корня представлены более полно: magnificus /магнификус/ (magn из *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» + fic- из *dʰheh- «делать»). На русской почве корень *m̥ǵh- породил слово МОГУЧИЙ (буквально «тот, что все может»), а от корня *dʰheh- произошли слова ДЕТЬ/ДЕВАТЬ, ДЕЛАТЬ. В «ветвенном родстве с этими словами, по-моему, находится слово ДУХ, которое этимологи возводят к воссозданному ими древнему корню *dʰewh- «исходить от огня, курить(ся)». В сочетании первообразов «могущество, мощь (Творца)» и «вдохновлять, утверждать» рождается единое живое корнесловное представление об истинном БЛАГЕ: «Плод творчества, вдохновенного мощью Духа Истины и благословенного Словом Божиим». В Евангелии, несмотря на то, что «никтоже благ, токмо един Бог», благими могократно именуются те люди, которые действуют по-Божески, творят добро, сохраняя при этом свою чистоту души и праведность: «Разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр (в славянском тексте БЛАГ, в греческом ἀγαθός) ?» (От Мафея, 20:15). «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый (в славянском тексте БЛАГЪ, в греческом ἀγαθὸς)и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (Деяния апостолов, 11:21-24). 


24.01.2017 16:38/читать дальше...

БЕЗ – ранее – безъ. Этот предлог и приставка состоит из двух древних коренных слов: бѣ + за. Бѣ – это древняя форма аориста глагола «быть», переводимая как «стало быть и продолжает быть всегда». «В начале бѣ Слово, и Слово бѣ у Бога, и Бог бѣ Слово» (От Иоанна, 1: 1). Став Словом у Бога и Богом в начале, Христос, не перестает быть Словом, Сыном Божиим и Богом во всякое время – вечно. 


24.01.2017 16:31/читать дальше...

СУТЬ – традиционно рассматривается учеными как форма множественного числа третьего лица глагола быть. подобно состоит из двух древних корней: су- и -ть. Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность. Более древние формы этого слова  сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий». В ветхозаветной книге Исход Господь говорит о Себе в первом лице и единственном числе: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал


23.01.2017 22:24/читать дальше...

СВОЙ –от древнего корня *se-, позже suoe-> svoj-. Возможно, это слово образовано сочетанием двух корней: съ- «союз, соединение» + -вой/вить «вязать, сопрягать». Ср. повой – повитуха; привой «почка, которую прививают» - повой «дерево, к которому прививают» - прививка. В таком сочетании свой первообразно означает «свитый воедино», а свойство – «свиток, подлежащий развитию». Свой – это связанный с ближними узами кровного или духовного родства.


23.01.2017 22:23/читать дальше...

РЕШИТЬ – древний корень *rej-/roj «развязать, разрезать». В сочетании с приставочным корнем раз- «резать» (ср. разить) глагол разрешить означает   «освободить от  уз, разрезая, или  разрывая».  Со временем решить   также стало означать «освободить,  вырывая, или разрезая». К примеру, в математике решить задачу уравнением значит  «извлечь корень». Слово уравнение, в свою очередь, восходит к тому же образу, что и  рвать, ров


23.01.2017 22:22/читать дальше...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – сочетание двух  древних корней *реr- «перемещать» и *dhe- «деть/девать/делать» породило слово пред/перед «неизбежное или необходимое будущее – то, что предстоит делать на жизненном пути». Слово, составляющее вторую часть - ставить образовано от корней *stъ- «стать, появиться» и *vъl-«велеть, желать, проявлять волю».


23.01.2017 22:20/читать дальше...

ОТЕЦ – от того же корня, что и предлог от- «первоначальный источник, отправная точка». «Азъ есмь альфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, вседержитель» (Откровение Иоанна Богослова, 1:8). «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.


23.01.2017 22:14/читать дальше...

АССОЦИАЦИЯ – восходит к образцу последовательного поведения. «От латинского associatus, причастие прошедшего времени от глагола ассоциаре «соединять с», от ад- «к» + социаре «связывать с», от социус «компаньон» (Онлайн этимологический словарь английского языка).


22.01.2017 18:01/читать дальше...

АПОКАЛИПСИС (греч.) – Откровение. Состав слова: апо- «происхождение от» + –*калипсис «сокрытое». Буквально это слово переводится как «открытие сокровища, снятие покрова тайны». В апокалипсисе происходит открытие для видения человеком сокровенного духовного мира. 


22.01.2017 18:00/читать дальше...

АНГЕЛ  —  др. греч.  «вестник»; др. евр. «посланник». Ангелами называются   бесплотные  духовные  существа, одаренные высшим разумом, свободною волею  и могуществом. Кроме добрых ангелов, есть и злые, отпадшие от Бога,  враги человечества. В своем трактате «О небесной иерархии» Св. Дионисий Ареопагит учит различать девять чинов иерархии ангелов, подразделяемых на три тройственные степени: 1) Находящиеся в большей и непосредственнейшей близости к Богу: Престолы (возвышающиеся над всем дольним и носящие Бога). Херувимы (евр. обилие познания, излияние мудрости) и Серафимы (евр. пламенеющие, горящие, благородные). 


22.01.2017 17:59/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] 36 [ 37 ]