Слова:

СТРАХ

СТРАХ – одно из тех слов, научная этимология которых, к сожалению, далека от истины. Признавая, что звук |х| в основном корне этого слова совершенно не вписывается в ряд родственных со страдать, стеречь, страсть, составители словарей все же упорно строят этимологию СТРАХА на предположениях о полном единстве корней страха то с осторожностью, то со строгостью, то со страстью. Все перечисленные состояния, конечно же, основаны на страхе и «ветвенно» родственны ему, но древние первокорни слова СТРАХ все же иные, пока еще не разъясненные в словарях. Поэтому все, что будет изложено ниже, является моей личной точкой зрения, не принятой в современной научной этимологии. Слово СТРАХ восходит к двум древним корням: приставочная часть с(ъ)- к  *tweh-/*tewh- «быть сильным, колеблющим», а основная *-трах – к  *tre- «трясти»/*tres- «дрожать». Оба древних корня известны и порознь описаны безотносительно к слову СТРАХ в научной этимологии как протоиндоевропейские. Единое представление о страхе, рождающееся в сочетании корнесловных образов «быть сильным, колеблющим» и «трясти, дрожать» можно описать как «трепет слабого перед сильным». От корня *tweh-/*tewh- происходят такие слова, как древнегреческие σάλος «колеблющий, волнующий, воздвигающий морские волны», θάλαττα / thálatta/ «море», σῶς /sôs/ «находящийся в безопасности, спокойный», σωτήρ /сотир/ «спаситель»; английское слово save «спасать». «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море (θαλάσσης /салассис/)восшумит и возмутится (σάλου); люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (σαλευθήσονται /салевсизонтэ/)и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (От Луки, 21:25-27). Приставочный корень, от которого в слове СТРАХ остался только звук /с/, указывает на незримое присутствие в состоянии объятого страхом человека не только его самого, но и той высшей силы, которая сотрясает его, вызывает в душе колебания и трепет. Предав себя Страху Божьему, человек трепещет и спасается Господом: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (σωθήσεται /сотизетэ/) , и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (От Иоанна, 10:9). Вероятно, этот же корень присутствует в одном из древнееврейских имен Бога צבאות /şəbā’ôt/ /Цеваот/, в современном произношении Саваоф «Господь Воинств». На иврите şābā означает «воинство»: «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф  (Σαβαὼθ /Сабаот/) не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Апостола Павла послание Римлянам, 9:29). Второй, основной корень слова СТРАХ *tre-/*tres- «трясти, вызывать трепет» породил такие слова, как трепет, трепать, трясти. В санскрите от этого корня произошло слово त्रसति /трасати/ «бояться, трепетать». 


21.03.2019 20:08/читать дальше...

МИЛОВАТЬ – как и слово МИЛЫЙ происходит от двух древних корней: *mei- «связывать воедино, смешивать в однородную массу» + *loi/*lei «литье, то, что слилось воедино». Сочетание этих корнесловных первообразов порождает единое представление о помиловании как об исцелении путем помазания целебной мазью: «Угото́валъ еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́въ стужа́ющымъ мнѣ́: ума́стилъ еси́ еле́омъ главу́ мою́, и ча́ша твоя́ упоява́ющи (μεθύσκον /метускон/ «духовно насыщает, пьянит») мя́, я́ко держа́вна» (Псалтирь, псалом 22:5). Этимологически однокоренными с МИЛОВАТЬ в приведенном стихе псалма Давида являются, с одной стороны, слова умастил и μεθύσκω /метуско/, восходящие к древнему корню *mei- «связывать воедино, смешивать в однородную массу», и, с другой стороны, елей – слово, образованное от корня *loi/lei. Согласно толкованиям святых отцов, под умащением главы подразумевается таинственное помазание святым миром главы и всего существа человека. Ученые-этимологи выделяют среди древних корней слов мировых языков протоиндоевропейский корень *meth /метх/ «сердцевина», первая часть которого *me(i) содержит образ связи и понимается как предлог «вместе с». В древнегреческом μεθύσκον /метускон/ «духовно насыщает, пьянит» корень *meth явно присутствует и указывает на суть МИЛОВАНИЯ: благодать, изливаемая Господом на человека, должна проникать в самую сердцевину его – в сердце. Чаша благодати Божьей – Сердце Христа, Кровью Которого утоляется жажда только тех человеческих сердец, которые, очистившись, открываются для Господа и включаются вместе с Ним в единую кровеносную систему вселенского милосердия. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые (ἐλεήμονες /элеимонис/ - от того же корня *loi/*lei, что и МИЛОВАТЬ), ибо они помилованы (ἐλεηθήσονται /элеитисонтэ/) будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея, 5:6-8). Первый корень слова МИЛОВАТЬ *mei- содержится в великом множестве слов мировых языков. 


06.03.2019 22:57/читать дальше...

ЭТНОС – от двух древних корней: *swé- «свой, обращенный к самому себе» +*dʰeh- «устраивать, утверждать, полагать». Сочетание двух корнесловных образов порождает единое представление об этносе как о сообществе «своих» людей, утверждающих в мире свой порядок. Этносами еще в древней Греции стали называть отдельные народы или сословия, отличающие себя от остального человечества как единого народа Божьего. В международную терминологию слово ЭТНОС с такими производными, как ЭТНИЧЕСКИЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ, ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ, пришло из древнегреческого языка как название народов, произошедших после потопа от сыновей Ноя и разделенных Богом в Вавилонском столпотворении. Разделившись между собой, народы-ЭТНОСЫ обратились к собственным мнениям и внутренним соглашениям – своим законам-конституциям, отличным от единого для всех людей Закона Божьего. В каждом этносе развился свой сначала устный, а затем и письменный язык-глосса (Греческое слово γλώσσα /глосса/ «язык народа», однокоренное со славянским ГЛАС и русским словом ГОЛОС). ЭТНОСы стали решать государственные вопросы и устраивать свою жизнь путем голосований, отличных от всеобщего послушания Гласу Божьему. «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам (γλώσσας /глоссас/ - тот же корень, что в русском слове ГОЛОС) их, в землях их, по народам (ἔθνεσιν /этнисин/ ) их. Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах (ἔθνη /этни/) их. От них распространились народы (ἐθνῶν /этнон/) на земле после потопа» (Бытие, 10:31-32). Древний греческий глагол первого лица ἔθω /éthō/, от которого образовано существительное ἔθνος /этнос/, по мнению современных ученых, изначально означал «я привык, привязался». Русская возвратная частица –ся, местоимения себя, свой, существительное свойство, наречие свойственно, глагол (у-, при-) –своить происходят от одного корня с ЭТНОС. 


04.03.2019 21:59/читать дальше...

ХУДОЖНИК – как и древнерусское слово «хѫдогъ» /хондог/ с носовым «ѫ», затем /худог/ - «искусный в рукоделии человек», происходит от двух древнейших корней: *ǵʰer- «иметь влечение к власти; желать завладеть» и *deḱ- «брать (в руки)». Единое праязыковое корнесловное представление о художнике: «тот, кто умеет изготовлять (руками) то, к чему стремится». В западнорусских диалектах сохранилось однокоренное слово хандога «опрятный, чистоплотный человек», а в перечне современных фамилий, восходящих к древним прозвищам, сохраняется однокоренная с ХУДОЖНИК фамилия Хандошкин – буквально «сын хандоги». Первый древний корень *ǵʰer- породил такие слова, как санскритское हस्ता /hastA/ «кисть руки; держать в руке»; латинское hīr /хир/ «рука»; английское hand /хэнд/ «рука, кисть руки»; древнегреческое χείρ /kʰeːr/ «рука, кисть руки». В более отдаленном «ветвенном» родстве с первой частью слова ХУДОЖНИК - «хѫ», по-моему, находится греческое имя Χάρις / kháris / «изящество, прелесть» (мифические Хариты – прислужницы Афродиты, дарующие вдохновение художникам). В Евангелии слово χείρ «рука» часто применяется в иносказательном смысле: «завладеть, взять власть над людьми»: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки (χειρός) Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки (χειρὸς) Отца Моего. Я и Отец – одно» (От Иоанна, 10:27-30). Второй древний корень *deḱ- «брать (в руки)» - тот же, что и в греческих словах δοκέω «принимать (точку зрения, суждение), мнить», δέχομαι /декхомэ/ «я принимаю», δόξα /докса/ — «мнение, представление (о ком-либо)», затем «хорошее мнение», затем «прославление, хвала, слава».


27.02.2019 23:23/читать дальше...

ДЕЙСТВИЕ – от древнего корня *dheh- «помещать, вкладывать» - это мнение, принятое в современном научном сообществе этимологов. По-моему, ближе к первообразу, скрытому в корне *dheh-, иное: «вдохновлять». Любое действие – это плод вдохновения, то есть влияния неделимого единого Духа Божия, проникающего внутрь материи и разделяющего ее на отдельные части - вещи: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил (в греческом тексте διεχώρισεν /диехоризен/ - восходит к тому же корню *dheh-) Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, 1: 1-3). Небо и земля, свет и тьма, день и ночь, вечер и утро, - все эти вещи сотворены Богом путем воздействия единосущного и нераздельного Духа Божия, разделяющего единую материальную субстанцию на две части. Латинское слово субстанция буквально называет ту бездну и воду, которая в начале творения была под Духом Божиим: суб- «под» + -станция «стоять, делаться твердым». Любое ДЕЙСТВИЕ в природе и в действительности имеет духовное начало и представляет собой разделение на «да» и «нет», производимое вдохновением. Слово ДА в русском языке родственно праиндоевропейскому *īḍḗ «повелевает, благоговеет, прославляет». В сочетаниях «Да будет свет!» и просто «Да!» присутствует одно и то же слово, называемое ныне то частицей, то словом-предложением. Любое согласие представляет собой особое ДЕЙСТВИЕ духа, которое изменяет действительность – делит ее иначе, чем было до произнесения слова «ДА!». Действительность остается единой и продолжает жить именно потому, что все многообразие ее вещей и действий находится в согласии с Богом в Его единосущном Духе и Слове, которым все мы вдохновляемся и воспитываемся - дышим. Согласно Книге Бытия, вторым после нисхождения Духа Божьего в воду и отделения света от тьмы ДЕЙСТВИЕМ было разделение воды силой Духа в Слове: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет (διαχωρίζον) она воду от воды. И стало так. 


20.02.2019 23:35/читать дальше...
ПОБЕДА

ПОБЕДА – происходит от двух древних корней: приставочного *apo- /апо/ «в удалении от, после» и основного -*bʰeydʰ-. От основного корня ученые воссоздали праиндоевропейское слово *bʰéydʰeti /бхэудхети/ «вверять (ся), полагать(ся)». Приставочная часть слова ПОБЕДА содержит в себе образ послушания и последования. Корнесловно победителем является не лидер («ведущий, предводитель»), а последователь, потомок («ведомый руководителем, послушник»). В древнем тексте Евангелия греческий предлог и приставка ἀπο- /апо/ , и славянский предлог и приставка по- описывают последование. В славянском тексте Евангелия Христос призывает человека «Иди по Мне», то есть буквально «по Моим следам» - «последуй Мне». В современном русском переводе последование описывают иначе: «Иди за Мной», хотя «за» изначально означает противоположное: «отойди подальше». «Тогда глагола ему Иисус: иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши» (От Матфея, 4:10). Образцом послушания и последования в Евангелии является сам Христос: «Я ничего не могу творить Сам от Себя (ἀπ᾿ ἐμαυτοῦ /апо эмафту/ «по-своему»). Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (От Иоанна, 5:30). К основному корню *bʰeydʰ- восходят такие русские слова, как беда, бедствие, бедный, бедовать, убеждать. убежище; древнегреческие πείθω /peíthō/ «убеждать, уговаривать» и πένης /pénēs/ «бедный, нищий». Этот корень, по-моему, составной. Он состоит из двух простых первокорней: *bʰ(e)- «брать и нести» и -dʰ(е) «дышать, дух». 


19.02.2019 21:57/читать дальше...

ПЛАЗМА – термин заимствован из древнегреческого языка, где πλάσμα означает «вылепленное», «оформленное». Греческое слово произошло от древнего корня * *plátʰyō «леплю, плету, придаю форму». Однокоренной глагол πλάσσω /плассо/ переводится как «измышлять, воображать». В современной науке ПЛАЗМА представляется как четвертое агрегатное состояние вещества – помимо газообразного, жидкого и твердого. Более ошибочным было представление о плазме как о газе. В Священном писании ПЛАЗМА мыслится иначе: как вещь, образованная Богом из ранее сотворенной Им материи. К примеру, апостол Павел, обличая людей как тварь, восстающую против своего Творца, прямо называет сотворенного Богом из земного праха человека ПЛАЗМОЙ: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие (в оригинале τὸ πλάσμα /то плазма/ скажет ли сделавшему (πλάσαντι /плазанти/ - точный буквальный перевод «образовал; измыслил и воплотил образ») его: «зачем ты меня так сделал ( в оригинал иной, отличный от плазмы глагол - ἐποίησας /эпоизас/ «сотворил», или буквально «учинил») ?» (Римлянам, послание апостола Павла, 9:20). В логике Библии плазма представляет собой не четвертое, а первое агрегатное состояние: стадию перевоплощения материи в новую вещь силой животворящего Духа Божия. В древнегреческом языке есть еще одно слово, родственное плазме: πλαστό «изобретенный, искусственный», от которого произошли такие термины, как пластик, пластилин, пластмасса


19.02.2019 21:36/читать дальше...

ОРУЖИЕ – от двух древних корней: приставочного *obhi- «вокруг, около» и основного *uer-g- «сгибать, вершить, делать». Со временем произошла историческая перестановка звуков (переогласовка), и этот корень преобразился в *rug- «изгиб, рог». Первый корень *obhi- породил многие предлоги и приставки в разных языках мира, к примеру, русские о/об; греческие амби- (ранее – амбхи-)/эпи-/апо-; санскритское परि /пари/ «вокруг». В близком по внутренней образности древнерусском слове ОПЛОТ «защитное сооружение» приставка о- та же, что и в слове ОРУЖИЕ. Основной корень этого слова uer-g- в своей первой части содержит образ вращения, точнее, обращения вокруг оси: uer- «вращать, вертеть». В сочетании с суффиксальным -gъ- «гнуть» рождается древний образ ремесленной работы, заключающейся в плетении, связывании и сгибании материала: демиург «гончар», вращая и скрепляя глину, изготавливает сосуды; хирург «костоправ», сгибая и разгибая, вправляет суставы и внутренние органы. От корня uer-g- происходят такие русские слова, как рог, ругать, вергнуть; множество греческих слов, производных от однокоренного ἔργον /эргон/ «труд»; английское work /ворк/ «работа». Сочетание первообразов «вокруг, около» и «сгибать, вершить, делать» порождает единое представление об ОРУЖИИ как об инструменте (орудии) двоякого назначения: как о защитном сооружении (к примеру, плетеный или изогнутый щит), так и о средстве нападения – колющем копье, или рубящем изогнутом мече. К примеру, в древнем тексте Псалтыри слово ОРУЖИЕ применяется для обозначения средства защиты от нападений врага: «Я́ко то́й изба́витъ тя́ от сѣ́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ свои́ма осѣни́тъ тя́, и подъ крилѣ́ его́ надѣ́ешися: ору́жiемъ (в древнегреческом тексте ὅπλῳ /опло/ «оплотом») обы́детъ (κυκλώσει /киклоси/ «окружит») тя́ и́стина его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрѣлы́ летя́щiя во дни́» (Псалом 90: 3-5). 


19.02.2019 21:27/читать дальше...

АКТЕР – буквально, «действующее лицо»: от древнего корня *heǵ-/*ag- «действовать, вести себя». Каждый, кто «ведет себя» тем или иным образом, по сути является актером. Родственными (этимологически однокоренными) являются такие современные слова, как акт, акция, актуальный, активный, агент, агония, агитатор. Многие сложносоставные международные термины во второй части восходят к корню *ag-, поскольку называют поведение. Например: педагог, демагог, антагонист, навигатор, реактор, редактор, стратег, синагога, трансакция. В санскрите однокоренными с АКТЕР являются такие слова, как अग्रणी /agrani/ «лидер, вождь», अग्रनिरूपण /agranirupana/ «пророчество». Среди родственных слову АКТЕР особо отметим производное от дорического глагола ἄγω «веду за собой» древнегреческое причастие ἄξιος /аксиос/ «достойный», в котором содержится корнесловный образ «ведущий себя вслед за Богом». «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. А ты последовал мне в учении, житии (в оригинале ἀγωγῇ /агони/ «в том, как я вел себя»), расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (Апостола Павла, второе послание Тимофею, 3: 8-13). Куда и вслед за кем ведет себя АКТЕР? Какова цель его поведения, то есть актерства? – Талантливые актеры обладают даром не только входить в образ и вести себя в соответствии с заданным образом, но и увлекать за собой зрителей.


12.02.2019 01:46/читать дальше...

РОЛЬ – ученые возводят это слово к древнему корню *ret-/rot- «обращать, крутить». Однокоренное слово рулон «сверток, свиток» указывает на происхождение современного значения слова РОЛЬ: в древности актеры держали в руках пергаментные роли-рулоны с записанным на них текстом своих реплик. Играя ту или иную роль, актер как действующее лицо обращается в иное существо – перевоплощается в иную личину (маску) и буквально становится оборотнем. К этому же корню, вероятно, восходит санскритское слово भ्रम /бхрам/ «вращение, круг», а также производное от него /бхрама/ «ошибочный взгляд, смешение». В современном индуизме словом бхрама называют также иллюзию, мираж – кажущееся наваждение. В современном греческом языке есть происходящее от корня*ret-/rot- слово ρόλος /ролос/ - «роль»; «вал механизма». В древних текстах Евангелия это слово отсутствует, поскольку в греческом языке оно появилось много позднее – как заимствование под влиянием западноевропейской культуры. 


12.02.2019 01:42/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] 8 [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]