Слова:

ЧИСТЫЙ – от древнего корня *keid- «растворять, разделять». Тот же корень, что и в глаголе цедить. Славяне в древности однокоренным словом цежъ называли процеженный и очищенный раствор овсяной муки. В санскрите однокоренным является слово छिन्न /чинна/ «разделенный, разрезанный». В древнегреческом языке однокоренным считают глагол σχίζω/схизо/ «раскалываю, разделяю»/. Корнесловно чистый означает «исцеленный путем отделения от примесей» - противоположность мутного, смешанного, зараженного. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (Четвертая книга Царств, 5: 9-14). 


10.10.2018 08:22/читать дальше...

ЭСТЕТИКА –термин происходит от древнегреческих слов αἴσθησι /эстеси/ — «чувство, чувственное восприятие», αίσθητικός /эстетикос/ «воспринимаемый органами чувств», αἰσθάνομαι /эстаномэ/ «я воспринимаю, чувствую, ощущаю». Первым и основным в этом сложном слове является древнейший этимологический первокорень, присутствующий во множестве языков мира: *au - «схватывать, улавливать органами чувств». Образ, скрытый в этом корне, наглядно проявляется в таких словах к аудировать, ухо, благоухать, анэстезия «потеря способности ощущать». В славянских языках от корня *au – произошло древнее слово явь «то, что явлено, очевидное». Эстетика как наука может изучать и оценивать явленный мир, явления природы и искусства, не обращаясь при этом к правде – духовному первоисточнику всего явного. Часто явное становится столь привлекательным и ценным для эстета, что он начинает ценить его выше правды и праведности. 


28.09.2018 23:13/читать дальше...

АРИСТОКРАТ – первая часть этого слова восходит кдревнему (праиндоевропейскому) корню *ar- «сочетать наилучшим образом, совершать». Образ совершенства, содержащийся в этом корне, наглядно представляет собой совмещение на одной вершине (пике) только тех частей, которые наилучшим образом подходят друг другу и могут составить одно целое, чтобы удержаться на этом пике и не распасться. В санскрите к этому корню восходит множество слов, к примеру: ईर्म /irma/ «кисть руки». В природе человеческая кисть руки является наиболее развитым органом, предназначенным для тончайшей ювелирной работы, направленной на создание совершенных произведений. От корня *ar- произошло также латинское слово ars /арс/ «искусство» и производное от него артист «художник». Суть искусства заключается именно в стремлении к совершенству в подборе наилучших сочетаний – будь то слова, краски, звуки, или любые иные частицы сочиняемого произведения. В древнегреческом языке от этого корнесловного образа «совершенного сочетания» произошло множество слов со значением «лучший, первый, высший», к примеру, архонт, архиерей, ареопаг и еще множество сложных слов с начальной частью ἀρχή- /архи/ «начало, господство, власть». 


26.09.2018 09:16/читать дальше...

ДОКТОР – от древнего (протоиндоевропейского) корня *dek- «принимать, понимать, усваивать». Корнесловно слово доктор означает «тот, чье учение принимается и усваивается как истина». От этого корня произошли еще такие распространенные в научном обиходе слова, как доктрина, доцент, документ, догма, парадокс, синекдоха (συνεκδοχή «сопонимание»). Важно представить, что обучаемые или излечиваемые доктором ученики и пациенты, доверяя и предавая себя ему, становятся уже не чужими, а именно его учениками. К примеру, приняв какую-либо религиозную или политическую доктрину, люди начинают руководствоваться ею как главным принципом своей жизни; приняв звание доцента или, тем более, доктора, ученый становится частью той научной школы, которая присвоила ему это звание. Приняв и подписав государственный документ, гражданин подтверждает свое подданство, преданность и принадлежность своему государству. Догмой или догматом называют основное положение какого-либо учения, принимаемое за истину без доказательств. Церковные догматы, принимаемые на веру, хранят единство каждой церкви.


24.09.2018 09:13/читать дальше...

ИДИОТ – в научной этимологии традиционно возводится к древнему корню *s(w)e- «свой». Основой этого слова считают суффиксальное образование *swe-d-yo- «владеющий собой, ведающий себя». К этой же корневой основе относят этимологически родственные слова идиома «языковая особенность, особое выражение», свой «собственный, особый», возвратная частица ся- «себя». В санскрите есть родственное слово स्वाहा /сваха/ «привет!». Этим же словом в индуизме именуют несовершеннолетнюю жену божества огня Агни. Согласно мифологическим представлениям, Сваха прислуживает Агни как посредница при низведении на землю божественного огня. В русском языке слово сваха тоже закрепилось в этом значении – «сводня, посредница при заключении браков». Слово сваха до сих пор произносят в качестве благословения в конце некоторых мантр. 


26.08.2018 23:34/читать дальше...

ВЕТЕР - от трех древних корней: основного *we- «веять» и дополнительных (суффиксальных) *tь «течь» и *rъ «разделять». В этимологических словарях выделяют только корень *we- «веять». Единое корнесловное представление ветра: «веяние, разделяющее течения». В русском языке признают однокоренным глагол веять, в немецком – wehen /вехен/ «дуть»; в английском – существительное wind /винд/ «ветер», созвучный глагол wind /вайнд/ «заводить механизм путем вращения ключа», weather /везер/ «погода»; в санскрите однокоренным является वात /вата/ «ветер». Этимологически близкими слову ветер являются слова, восходящие к образу «вить»: вихрь, вьюга, вьюн, вихлять, веха (изначально веха - это «свитый воедино пучок соломы»). В научной этимологии принято связывать первокорень *we- с образом «дуть» - ветер дует. Образ «вить» ученые связывают с иным восстановленным праиндоевропейским корнем *uei- «вращать, гнуть». Такое представление вряд ли верно, поскольку глагол дуть восходит к тому же корню, что и дышать, дыхание, дух и содержит в себе образ прямого движения.


08.08.2018 22:56/читать дальше...

ИДЕЯ – ученые-этимологи возводят это слово к индоевропейскому корню *weid- «видеть». От этого древнейшего корня происходит множество родственных древнегреческих слов, таких как εἴδω /эйдо, позднее - идо/ «видеть», потом «созерцать», ныне «ведать, знать»; εἴδωλον /эйдолон, затем идолон/ «видение, призрак», позднее «подобие, видимость», затем «мысленный образ, призрак», ныне «идол, кумир»; ιδεα «внешний вид, наружность», позднее «видимость, форма». Мифический Аид - Ἀΐδης /Аэйдос, затем Аидос/ буквально переводится как «безвидный», то есть погруженный во мрак. С легкой руки философа Платона в современной культуре это слово воспринимается носителями всех языков в значении «общий принцип», даже «суть». Платон высказал идею о том, что идеи – это чистые формы, прообразы вещей, нисходящие на материю свыше и оформляющие ее. Как заметила одна из современных исследовательниц философии Платона, если бы этот философ дожил до эры христианской культуры, он бы стал говорить не об идеях, а об иконах.


01.08.2018 19:45/читать дальше...

ХАРАКТЕР – древнейшее слово, пришедшее в русский язык в конце 17- начале 18 века, то есть в Петровскую эпоху. Вначале оно произносилось на греческий манер /характир/. В российской научной этимологии принято ограничиваться в выявлении древних корней этого слова тем, что оно восходит к древнегреческому χαρακτηρ /характир/ «черта, примета, знак». Мы и сейчас говорим о «чертах характера», или о «характерной черте» какого-либо человека предмета или явления. Характеристика человека, или производственного процесса, или продукта устойчиво определяется как свойственная ему «совокупность отличительных черт». Смысловая близость и фонетическое созвучие слов характер, карта («начертание»), черта (древнее закономерное чередование согласных х/к/ч и гласных а/е), позволяет предположить, что черта и характер – это этимологически однокоренные слова. По-моему, все они восходят к единому древнейшему первообразу. Российская этимологическая наука традиционно возводит слово черта к древнему корню *(s)ke-r «резать, рубить, отделять», где *(s) – приставка, а –r – расширитель. Этот корень чрезвычайно плодоносен. 


25.07.2018 20:48/читать дальше...

БАЯТЬ – от древнего корня*bha- «сиять». однокоренное с русскими байка, баю-бай, баснябаян, баюн. В русской мифологии с байками и баснями связан образ кота-баюна, живущего в избушке на курьих ножках у Бабы-Яги. Убаюкивать корнесловно означает усыплять (однокоренное с успение, усопший, спать). Тех, кто поддается усыпляющему взгляду кота-баюна, он убивает и пожирает, но изловить его – удача, потому что его сказки исцеляют от недугов и делают человека вещим – пророком и целителем. В санскрите есть два однокоренных с баять слова: भाति /bhаti/ «сиять, светить» и многозначное भाषते bhаsate «говорить, сказывать, являть (ся)». Есть еще и третье древнее санскритское слово, однокоренное с русскими казать, сказать, показать: काशते kаzate «сиять, становиться видимым, являться». Очевидно то же родство образов, что и в русских словах байка и сказка: и там, и там – древнейший праязыковой образ сияния – пролития света, истечения животворной силы. На почве греческого, латинского и германских языков звукосочетание [bh] закономерно перешло в [ph] и, позднее, в единый звук [f]. Поэтому этимологи легко узнают корень *bha- в таких словах, как греческие φωνέω /phōnéō - фонео/ «говорить, сказать», φῶς /фос/ (родительный падеж φωτός /фотос/),Φήμη /феми/ «репутация, слухи, молва»; латинские Fama /фама/ «молва, античная богиня слухов и сплетен», fantasia /фантазия/, и еще великое множество слов, связанных с образом сияния, отраженного света, говорения и искажения действительности. 


11.06.2018 20:03/читать дальше...

ИНДИВИД – состоит из трех древних корней. Первый, приставочный корень *in- «отрицание», тот же, что и в русской отрицательной частице не. Второй корень *de- «деление надвое», тот же, что и в русском числительном два. Третий корень *wi-tero- «отдаление, отрыв» - тот же, что и в санскритском विवर्धित /vivardhita/ «удаленный, отдалившийся», и в русском порядковом числительном второй. Сочетание двух корнесловных образов «отрицание» и «деление надвое» порождает единое представление об индивиде как о «неделимом», то есть цельном, твердом, самобытном и самодостаточном человеке. Это представление и закрепилось в современном обиходе за такими словами индивидуальность, индивидуал, индивид. Третий древний корень, несущий в себе образ «удаленного, отдалившегося», делает представление об индивиде более глубоким и близким к сути современного индивидуализма: индивид - «самодостаточный человек, твердо придерживающийся принципа отдаления как от других людей, так и от Бога». Это представление является наиболее точным и полным, хотя и забытым. Оно несет в себе обличение романтического культа одинокого героя, бросающего вызов Богу и человечеству (к примеру, «байронические» литературные герои вроде Онегина, Печорина, Раскольникова, Базарова).


01.06.2018 22:10/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] 9 [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]