Журнал "Глаголъ"

ПОЧЕМУ Я НЕ СМОГ ПОМОЧЬ ЭГОЦЕНТРИСТУ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАМЕТКИ «ЕДИНЫЙ ОТ НАС»). читать дальше
ПОЧЕМУ Я НЕ СМОГ ПОМОЧЬ ЭГОЦЕНТРИСТУ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАМЕТКИ «ЕДИНЫЙ ОТ НАС»).

Когда, Державин написал оду «Бог», ему было чуть более сорока лет. В свои 64 я совершенно уверен в правоте и гениальности приведенных в эпиграфе строк: лучшего определения человеческого «Я» так никто с тех и не дал в истории мировой науки и культуры. Это удивительно корнесловно точное определение! 

«ЕДИНЫЙ ОТ НАС» (Книга Бытия, 3:22) читать дальше
«ЕДИНЫЙ ОТ НАС» (Книга Бытия, 3:22)

Меня озадачили эти слова: «один из Нас», в древнегреческом тексте Библии εἷς ἐξ ἡμῶν /эйс экс имон/, в церковнославянском «единый от Нас». Бог един – это первая из десяти Заповедей, данных Моисею. Многобожие свойственно только языческим культам. Почему же тогда «один от Нас»? 

КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ читать дальше
КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ

 Когда мы слышим слова СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, с каждым из них возникает свой ассоциативный ряд. Мы эти слова ВООБРАЖАЕМ, то есть представляем некие образы. Ассоциативный ряд может включать образы конкретно-предметного содержания, душевного и высшего – духовного, за которыми сокрыты образцы – иконы.

СОВЕСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ читать дальше
СОВЕСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

О существенных корнесловных различиях двух имен и понятий.

В этой статье журнала словаря «Глаголъ» будет продолжено сопоставление тех словарных статей, которые по отдельности не вызывают у пользователей нашего словаря особого интереса. Причину редкого посещения страниц отдельных СОВЕСТЬ и СОЗНАНИЕ я вижу в том, что внутренняя форма каждого из этих слов кажется читателю очевидной и ясной и без обращения к этимологическим корням. Чтобы сразу уяснить ошибочность такого поверхностного взгляда, зададимся вопросом:

Почему в русском языке, то есть в представлениях русского народа, есть устойчивое словосочетание ДОБРАЯ СОВЕСТЬ, но нет устойчивого сочетания *«ДОБРОЕ СОЗНАНИЕ», или * «ДОБРАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ» (кавычки и звездочки здесь указывают на ненормативность, неприемлемость для живого славянорусского языка этих грамматически, фонетически и морфологически правильных словосочетаний). Есть сложносоставные имена прилагательные ОСТРОУМНЫЙ/ТУПОУМНЫЙ, но отсутствуют и совершенно недопустимы прилагательные * «ОСТРОСОВЕСТНЫЙ» или * «ТУПОСОВЕСТНЫЙ». Народ, хранящий в своем мировоззрении живые образные представления о совести и сознании, по-прежнему зрит в корень и отвергает кажущуюся тождественность этих разнокоренных и различных по своей вечной сути современных слов и понятий.

СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ! читать дальше
СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ!

В словарной статье «Глагола» о СЛАВЕ указано, что, по данным ученых-этимологов это слово восходит к древнему корню k'lu/k'leo-, тому же что и в древнегреческом κλύω /клуо/ «слышать, внимать, усваивать»; в санскритских श्रुति (śruti «шрути») «услышанное» и श्रवस् («шравас»), «слава, звук»; в русских слыть и слух.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

А.С. Пушкин, из стихотворения «Памятник», 1836.

«Ваши слова, да Богу в уши!» - так принято говорить в ответ на добрые слова и пожелания в свой адрес. Русскому человеку издревле важно не столько быть у всех на слуху, то есть прославленным среди других людей, сколько достичь того, чтобы имя его было услышано Богом в чьих-либо молитвах о спасении его грешной души. Наше не всегда осознанное стремление обрести доброе имя у Господа – евангельское: