Журнал "Глаголъ"

О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ читать дальше
О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ

Чем отличается, и отличается ли насущный хлеб, о котором мы просим Господа в молитве «Отче наш», от вещественного хлеба, потребляемого за обедом? – Отличие в имени прилагательном, точнее, в том образе, который сокрыт в древнем корне имени прилагательного НАСУЩНЫЙ. В евангельском древнегреческом тексте молитвы «Отче наш» - «Патер имон» - вместо «насущный» звучит слово «эпиусион». Русская приставка НА- и греческая ЭПИ- хотя разнокоренные, но по основному образу, скрытому в их корнях, сходные. Это образ «наложения сверху; надстройки», как в словах «надпись» или, по-гречески, «эпиграф».

«ИБО ВОЗЛЮБИЛИ БОЛЬШЕ СЛАВУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ, НЕЖЕЛИ СЛАВУ БОЖИЮ» (От Иоанна, 12:43). О СЛАВЕ, ВЕРЕ И ИСТИНЕ читать дальше
«ИБО ВОЗЛЮБИЛИ БОЛЬШЕ СЛАВУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ, НЕЖЕЛИ СЛАВУ БОЖИЮ» (От Иоанна, 12:43). О СЛАВЕ, ВЕРЕ И ИСТИНЕ

 В тексте Священного писания словом СЛАВА повсеместно переводится древнегреческая δόξα /докса/—«мнение», «взгляд». Докса стала одним из ключевых понятий греческого текста Библии с третьего века до нашей эры – времени Септуагинты (перевода Ветхого Завета на греческий язык «семьюдесятью толковниками»). Этим словом перевели еврейское слово כבוד /кавод/ «уважаемый, достойный». По мнению этимологов, кавод восходит к тому же древнему корню, что и כָּבֵד /кавед/ «имеющий большой вес, весомый». Интересно, что до сих пор, прославляя человека, часто говорят, что он «внес весомый вклад», а само слово уважение родственно с важить «весить», важный «весомый» и вага «вес». Словом כָּבֵד /кавед/ еще называли один из самых тяжелых внутренних органов: печень.

АКУСТИКА И ПСИХИКА читать дальше
АКУСТИКА И ПСИХИКА

Акустика в современной науке рассматривается как учение о звуке, то есть о волнах плотности в газах, жидкостях и в твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (диапазон от 16 Гц до 20 кГц). В более широком смысле ученые рассматривают акустику как «науку, изучающую свойства упругих колебаний и волн от низких частот (условно от 0 Гц) до предельно высоких частот 1012 — 1013 Гц, их взаимодействия с веществом» (Википедия). Термин акустика также используется применительно к системам звуковоспроизводящей аппаратуры. В основном изучают физическую акустику, то есть взаимодействие звуковых волн с веществом. Помимо нее также различают биологическую, музыкальную и психологическую акустику. Как разновидности физической рассматривают также архитектурную, инженерную, медицинскую и речевую акустику.

 К сожалению, увлекаясь физикой, современное научное сообщество и система образования совсем не рассматривают ту разновидность акустики, которая, по-моему, является основной и наиболее существенной для выживания и благополучия человека: метафизическую акустику. Игнорируется очевидный и известный каждому взрослому человеку из собственного опыта факт: все житейские волнения и колебания зарождаются не извне, а от метафизических внутренних духовных причин.

ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ читать дальше
ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ

Слово ИКОНА унаследовано русским языком от древнего греческого ЭЙКОНА (Εἰκόνα) в значении «образ». Надо отметить, что уже в первые века от Рождества Христова евангельский древнегреческий язык претерпел значительные фонетические изменения – упростился в произношении многих древних слов. Так произошло и с написанием Εἰ- в слове Εἰκόνα. Оно стало читаться не как /эй/, а как /и/: /икона/. Так что вместе с Евангелием славяне усвоили это слово в его современном для 1 века звучании – именно ИКОНА. В этом же значении и примерно в одно время с ИКОНОЙ в русский язык пришло еще одно древнегреческое слово ЭЙДОС «видимый образ; вид». Его тоже стали читать и произносить с начальным звуком /и/, заимствовав у греческих античных философов такие слова, как ИДЕЯ, ИДЕАЛ, ИДОЛ, хотя исконно русские ВИДЪ и этимологически однокоренное ВЕДАТЬ тоже были общеупотребительны. 

«ДУХ ЖЕ ЦЕЛОМУДРИЯ, СМИРЕННОМУДРИЯ, ТЕРПЕНИЯ И ЛЮБВЕ ДАРУЙ МИ, РАБУ ТВОЕМУ». читать дальше
«ДУХ ЖЕ ЦЕЛОМУДРИЯ, СМИРЕННОМУДРИЯ, ТЕРПЕНИЯ И ЛЮБВЕ ДАРУЙ МИ, РАБУ ТВОЕМУ».

В оригинальном древнегреческом тексте четвертого века эта строка Великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина звучит примерно так: «Пневма де софросинис, тапинофросинис, ипомонис, кэ агапис харисэ ми то со дуло».