КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ

КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ

Когда мы слышим слова СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, с каждым из них возникает свой ассоциативный ряд. Мы эти слова ВООБРАЖАЕМ, то есть представляем некие образы. Ассоциативный ряд может включать образы конкретно-предметного содержания, душевного и высшего – духовного, за которыми сокрыты образцы – иконы. Каков высший иконический образ-образец слова СОВЕСТЬ? Со-весть – БЛАГАЯ ВЕСТЬ от Бога, восприняв которую человек воссоединяется со Господом. Сокровенная (сокрытая) икона здесь – БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Принимает человек Благую Весть от Господа – понесет добрый, богоугодный плод дел. В слове БЛАГОЙ (Благое Вещание) – содержится свет нетварный, свете тихий, свет Купины Неопалимой. Со-весть – совместное ведение (чередование д//ст), видение света , открытого каждому и – одновременно – ведение –зрячих и следование их за ведущим – Господом к Свету Евангельской Истины. Это следование есть послушание совеСТи - движение к иСТине. Цель поступков совестливого человека – обретение внутренней целостности. Слово СОВЕСТЬ имеет созидательную сущность.

 Слово СОЗНАНИЕ второстепенно, а нередко - противоположно по смыслу слову СОВЕСТЬ. Если сознательное (осознанное?) движение есть следствие проявления внутреннего, интуитивного движения души, пробужденной совестью, то СОЗНАНИЕ богоугодно. Вне голоса совести сознание человека может обозначать связь с силами тьмы. Потому СОЗНАНИЕ может иметь в себе как созидательное, так и разрушительное начало. При каких условиях СОВМЕСТНОЕ ЗНАНИЕ (СО-ЗНАНИЕ) может быть созидательным? При условии, если СО-ЗНАНИЕ является следствием ПО-ЗНАНИЯ имени Божиего: «Яко позна имя Мое, воззовет ко Мне. С ним есьмь в скорби…» (90 Псалом). Если СО-ЗНАНИЕ ВЕДЕТ к ПО-ЗНАНИЮ имени Божиего, то иконой может быть «Прибавление Ума» - путь к разумению. Картина М.В. Нестерова «Явление отроку Варфоломею» соответствует образу обретения знания – сознания в свете Истины. И, в первую очередь, – икона «Спаса Нерукотворный Образ», открывающая молящимся путь ко Господу через сознание (осознание) сокровенного смысла явлений и вещей. Знание - кирпичик, бревнышко, камень, из которого можно построить и храм, и бараки Освенцима…

 Сознательный человек – носитель знания, воссоединенный с источником знания. Знание вне евангельской истины Благовестия, можно уподобить яблоку без косточек… Приведу пример. В одном из детских садов был размещен учебный плакат: фрукты. На нем были изображены полностью и в разрезе апельсины, груши, яблоки … без косточек. На вопрос гостя – чего недостает в рисунках, воспитанники сразу ответили: косточек! На вопрос - почему без косточек, воспитанники сада предположили: художник забыл их изобразить, или – специально не нарисовал, чтобы дети сами догадались дорисовать. Удивительно, что воспитатели не заметили этого недостатка в рисунках и были удивлены: какая разница – есть косточки или нет. Так ЗНАНИЕ, ЛИШЕННОЕ ЯДРА, СУТИ, КЛЮЧА, СЕРДЦЕВИНЫ, СРЕДОТОЧЕНИЯ, подобно плоду, НЕ ИМЕЮЩЕМУ косточки, бесплодно.

Сравним различие слов ЗНА-НИЕ И ЗНА-МЕ-НИЕ. Внешне они схожи и различаются только корнем МЕ (ИМ). Знание без имения – фрукт без косточки – не плодоносящий. Обратимся к примеру, приведенному Василием Васильевичем Семенцовым в статье «СОВЕСТЬ и СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ» – к известным строкам А.А.Блока. Поэт, обличая трагические события революции, интуитивно усматривает их первопричину. Вслушаемся: «…БесСОЗНАтельный ты, право…» - укоряют Петруху марширующие, которые «идут без ИМЕНИ святого». Сознание людей вне имения в сердце Божией истины несет разрушение.

 Лучшие произведения русской литературы, одухотворенные Словом Истины содержат в себе Ее Свет. Обратимся к примеру - трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Не обсуждая факт исторического соответствия, открываем для себя противопоставление СОЗНАТЕЛЬНЫХ умышленно благотворительных поступков главного героя, вошедших в противоречие с намеренным злодеянием - и слова Пушкина отпечатываются в СОЗНАНИИ вдумчивого читателя: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Святой царевич Димитрий, последовавший в блаженные светлые кущи вслед за святыми братьями Борисом и Глебом, невинно убиенный, - образ торжества Божиего Промысла над уловками «умников» всех времен, возомнивших, что «знание – сила». А сила-то «в немощи» совершается - тех, кто «ко Господу прилепляется»!

 Интересно: почему в других языках мира отсутствует слово СОВЕСТЬ? Есть только аналог - слово мораль…

 Для уяснения сути различия смыслов слов, обратимся к их устойчивым словосочетаниям. «Потерял сознание» - это еще не конец, сознание может возвратиться. Вслушаемся: воз-вратиться. Сознание может вернуться при условии, если возникнет на новом качественном витке: восходя горе, ввысь. Господь оставляет надежду на совершенствование человека, временно потерявшего сознание. «Потерял совесть»… Тоже есть надежда, что не навсегда ее лишился, а только временно. Потом спохватился, вернулся, нашел – «совесть пробудилась, проснулась». Главное, что она есть, чтобы было что найти или пробудить. В повести Пушкина «Станционный смотритель», как и во многих других произведениях классической русской литературы, высвечено это «чудное мгновение» пробуждения души в покаянии. И очень важно, чтобы еще в нежном возрасте дети получили прививку к Истине ценой ошибок персонажей художественных произведений. О необходимости вразумления человека в истоках его жизни напоминает эпиграф к повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: «Береги честь смолоду»… До того, еще в раннем возрасте детям читают строки А.Баарто: «Зайку бросила хозяйка…» Кто-то бросил, а ты – не бросай тех, за кого в ответе. О том, что нельзя бросить, оставить место, доверенное тебе - рассказ Л.Пантелеева «Честное слово». При изучении истоков классической русской литературы, начиная с изучения «Слова о полку Игореве», школьники узнают: Господь долготерпелив и многомилостив. Он всегда готов принять грешника – того, в ком совесть пробудилась. Так важно, чтобы дети не только узнали, но и восприняли ключевые для всей их последующей жизни евангельские смыслы «блаженны чистые сердцем» - блаженны те, у кого совесть чиста.

…Знания можно увеличивать (мы не скажем – развивать). А совесть не увеличишь - ее способность в ВЕДЕНИИ (СЛЫШАНИИ Слова Божиего) развивать можно. Помогает в развитии этой способности пост и молитва. При соблюдении внутренней сосредоточенности в любом возрасте возможна целенаправленная тренировка внутреннего слуха. Примером ее развития может быть опыт размышлений «О действии благодати Божией в современном мире» монахини Елены[1]. Об этом же – известный труд «Илиотропион»…

ЗНАНИЕ, ОСОЗНАНИЕ и СОЗНАТЕЛЬНОЕ чтение Заповедей Блаженств не даст блаженств ни в этом, ни в ином мире. Приятие зерна евангельской Заповеди Любви как БЛАГОЙ ВЕСТИ, СОВМЕСТНОЙ СО ГОСПОДОМ – условие спасения в этой и вечной жизни…

Фотиния Щукина



[1] Проспект. Санкт-Петербург.  1998.