ПОБЕДА. ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ

ПОБЕДА. ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ

«ЯЗЫКОВОЙ КОНТЕКСТ УЧЕБНОГО КУРСА ОПК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: КАК ВЫРАБОТАТЬ ОБЩИЙ ЯЗЫК МЕЖДУ УЧАЩИМСЯ, УЧИТЕЛЕМ И НОСИТЕЛЯМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ».

ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ

ЯЗЫКОВОЙ КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

  • 1. Языковой контекст – это языковое окружение, в котором употребляется каждое слово в речи учителя на уроке. Каждое произносимое слово воспринимается в тесной связи и сочетании с несколькими подразумеваемыми словами  и образами.
  • 2. Язык учителя – это язык взрослого высокообразованного человека, имеющего богатый опыт речевого общения. Лексикон языка учителя состоит из ассоциативно связанных слов современного русского, церковнославянского, древнегреческого, латинского языков, а также из языка святоотеческого предания.
  • Язык учащегося, в особенности, учащегося четвертого класса, иной. Это детский язык со слабыми и бедными ассоциативными связями внутри личного лексикона. Помимо небогатого запаса русских слов лексикон учащегося состоит из слов языка западноевропейской подростковой субкультуры, языка интернета, соцсетей и смс, некоторых терминов различных предметных областей из перечня школьной программы.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЯЗЫКОВОЙ КОНТЕКСТ ВОСПРИЯТИЯ СЛОВА ПОБЕДА

  • Языковую основу православной культуры (ОПК) пока еще составляют, во-первых, ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ лексикон Псалтири, Литургии, Молитвословий и Евангелия, а во-вторых – образный корнесловный лексикон Святоотеческого Предания, который строится не на современных, а на вечных смыслах слов, имеющих непреходящее значение.
  • Контекст слова ПОБЕДА в послании апостола Иоанна: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1Ин 5.4 -5)
  • В послании апостола Павла: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие  облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор 15.55)
  • Важнейшими для восприятия слова победа в контексте православной культуры являются ассоциации 1) Бог, 2)мир (в значении «мирское, мирщина», 3) вера, 4)над смертью, 5) над адом

ЯЗЫКОВОЙ КОНТЕКСТ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА ПОБЕДА УЧИТЕЛЕМ СОГЛАСНО УЧЕБНИКУ ОПК

  • «Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие» (Урок 1 курса «Основы Православной культуры». Россия – наша Родина).
  • Победа – это торжество после пережитой беды. Важна прочная ассоциативная связь «победа – беда».

ЯЗЫКОВОЙ КОНТЕКСТ ВОСПРИЯТИЯ СЛОВА ПОБЕДА СОВРЕМЕННЫМ УЧАЩИМСЯ СОГЛАСНО «РУССКОМУ АССОЦИАТИВНОМУ СЛОВАРЮ»

  • « 1)над врагом 26  2)за нами 21  3)наша20 4)радость 20  5) виктория19  6)поражение19  7)война18   8)полная 18   9)над собой 17   10) великая 16                 11) долгожданная 14    12)беда 12   …
  • Нужная учителю и автору устойчивая ассоциативная связь «победа – беда» занимает в лексиконе даже взрослых современных учащихся только 12 место.
  • Свойственные православной культуре ассоциации 1) Бог, 2)мир (в значении «мирское, миряне», 3) вера, 4)над смертью, 5) над адом   в  лексиконе учащихся или низкочастотны, или полностью отсутствуют

ОБРАЩЕНИЕ К  КОРНЯМ СЛОВА ПОБЕДА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОГО ЯЗЫКОВОГО КОНТЕКСТА В НАЧАЛЕ УРОКА ОПК

  • Выдержки из словарной статьи  интернет-словаря ГЛАГОЛЪ http://pervobraz.ru/:
  • «ПОБЕДА – происходит от двух древних корней: приставочного *apo- /апо/ «после» и основного -*bʰeydʰ- «вверять (ся), полагать(ся)». 
  • Приставочная часть слова ПОБЕДА содержит в себе образ послушания и последования. … Образцом послушания и последования в Евангелии является сам Христос: «Я ничего не могу творить Сам от Себя (ἀπ᾿ ἐμαυτοῦ /апо эмафту/ «по-своему»). Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (От Иоанна, 5:30).
  • К основному корню *bʰeydʰ- восходят такие русские слова, как беда, бедствие, бедный, бедовать, убеждать. убежище; древнегреческие πείθω /peíthō/ «убеждать, уговаривать» и πένης /pénēs/ «бедный, нищий». Этот корень - составной. Он состоит из двух простых первокорней: *bʰ(e)- «брать и нести» и -dʰ(е) «дышать, дух». Сочетание двух корнесловных первообразов порождает единое представление о беде: «труд духа и души, несение взятого на себя бремени». «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын волит открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (От Матфея, 11:27-30). 
  • Важно видеть глубочайшее коренное, точнее корнесловное отличие православной христианской ПОБЕДЫ от инославной виктории. Слово ВИКТОРИЯ, как и имя Виктор происходит от совсем иного древнего корня: *weik- «вить, гнуть, бороть». От этого корня произошло очень много слов, в числе которых славянорусские война, воин и век. Корнесловно Виктор – воин, одерживающий верх в войне: тот, кто воюет, вьется лучше других; губит врагов.
  • Каждый из нас, решившись последовать Христу в этой жизни, обрекает себя на беды, но и надеется на ПОБЕДУ. Христос беды терпел, и нам велел: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (От Иоанна, 16:32-33).

КОРНЕСЛОВИЕ НАСЛЕДИЯ

  • Единым древним индоевропейским корнем слова СЛЕД ученые признают *sel- (“to sneak, crawl”) «скользить, ползти»:
  • «Того же корня, что латышск. slids «скользкий», др.-в.-нем. slito «сани». След исходно — «след от полозьев» (Этимологический словарь Шанского)
  • «Насле́дие. Заимствование из старославянского, где было образовано от глагола наслъдити — «наследовать». От того же корня след, следить. Буквально наследовать — «идти следом».  https://lexicography.online/etymology/н/наследие
  • Чтобы стать наследниками основ православной культуры, учащимся следует под руководством учителя идти по следам евангельских и святоотеческих корнесловных образцов: не к «крутым» мирским викториям, а к торжеству истины, любви и вечной жизни во Христе после временных неизбежных  бед.