« НазадОБЩЕНИЕ, ОБЩНОСТЬ, ОБЩЕСТВО 20.09.2022 21:07Для просмотра изображения кликните по нему Лично для меня высшим образцом и олицетворением, освящающим слово ОБЩЕНИЕ в моем лексиконе, является «Гостеприимство Авраама»: икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке (1411 или 1425 год). Приняв обет молчания, монашествующий святой Андрей мог словесно общаться с собой только во внутренней речи и умной молитве, а с миром – в своих живописных авторских иконах и фресках. Он первым изобразил Святую Троицу так, как мы видим: ангел в темных одеждах, сидя на горнем мете, взглядом СООБЩАЕТ свою любовь, мысль и волю ангелу, сидящему справа от него, а этот ангел своим взглядом не отвечает ему, а сообщает соборную волю их обоих третьему ангелу, сидящему напротив него и по левую руку от первого ангела. Третий же ангел, кротко и смиренно восприняв единую соборную волю, любовь и мысль всех троих, устремил свой взгляд внутрь евхаристической чаши, на главу принесенного в жертву тельца. Здесь впервые в истории мировой иконописи и живописи запечатлено полное и нераздельное единодушие, единомыслие и согласие триипостасной единосущной святой Троицы Единицы – образец внутреннего единства, цельности и последовательности согласного с собой богоподобного человека. Все мы, повзрослев, во внутреннем мире представляем собой три ипостаси: отцов и матерей своих будущих или растущих детей; волевых одухотворенных искателей истины и смысла жизни; сыновей или дочерей своего Отечества и Родины. Сотворенный по образу триипостасного Бога, наш внутренний человек в силу своего грехопадения бывает противоречив: ради детей ум и сердце стремится к одному решению, ради самоуверенного самоутверждения – к другому, ради угождения Отечеству и Родине – к третьему. Разрешить свои внутренние противоречия, предшествующие каждому жизненному выбору и поступку, можно только в ОБЩЕНИИ с собой. В отличие от трех Лиц святой иконы единосущной Троицы, люди в общении не молчат, а также смотрят собеседникам прямо в глаза, или хотя бы взирают на их лица, чтобы достичь согласия и прийти к общему решению. Здесь, в святой иконе-образце истинного единодушного ОБЩЕНИЯ на основе любви и полного согласия, столкновения взглядов и спора «взирая на лица» нет. Суть передаваемого всеми тремя взглядами трех ангелов СООБЩЕНИЯ едина и устремлена в будущее: в сердцевину евхаристической чаши с головой жертвенного тельца. В 1484-85 году старец Паисий развил и уточнил в своей иконе «Святой Троицы» провозглашенный св. Андреем Рублевым высший образец единодушного ОБЩЕНИЯ, основанного на полном согласии и внутренней цельности отеческого, духовного и сыновнего начал внутреннего мира человека: В чем же заключаются основные различия двух русских икон «Золотого» 15 века и уточнение образца ОБЩЕНИЯ старцем Паисием? – По-моему, старцу пришлось, прежде всего защитить новый, предложенный уже усопшим св. Андреем извод иконописного образа Святой Троицы от нападок критиков, которые усмотрели ересь в том, что ангел, сидящий на горнем месте возвышается над другими двумя. Святая троица является на иконе старца равно полоняемой и сславимой буквально: все три ангела сидят и общаются строго на одном уровне – равновелико. Другое важнейшее уточнение: более зримое даже для поверхностного взгляда зрителя наличие трех евхаристических чаш в иконе. Как и в иконе св. Андрея, внешний контур трех фигур ангелов образует не просто круг общения, но великую всеобъемлющую чашу, сердцевиной которой является евхаристическая чаша с головой тельца в центре стола-престола. Среднюю композиционную чашу на обеих иконах тоже легко усмотреть. Ее контуры образуют обращенные к центральной чаше части тел трех ангелов. Старец Паисий для большей ясности образа «троечашия» - троического самопожертвования изобразил на престоле три чаши-потира: большой потир с главой тельца, благословляемый двоеперстием центрального ангела, и два малых потира – чаши с частицами единой евхаристической жертвы, которые благословляются ангелами, сидящими по бокам. Тут же и две просфоры, и две вынутые треугольные частицы закланного Агнца. Центральный ангел принимает принесенную жертву: его два перста – в чаше. Ангел слева от нас – благословляет чашу, которую ему предстоит испить, а ангел справа – протягивает персты, чтобы принять свой потир и испить «Чашу сию», готовясь принести себя в виде телесной жертвы. Поразителен в этой иконе также и центральный диалог (по-гречески «диалог» представляет собой спор – столкновение двух логик, двух взглядов и точек зрения). Из глубины главного потира в ответ на кроткий и единодушный с другими двумя взгляд ангела, ему в глаза устремлен взгляд очей жертвенного тельца: Для меня суть Богоугодного и душеполезного человеческого ОБЩЕНИЯ с собой и друг с другом заключается в преодолении противоречия, связанного с борьбой временно живущей плоти с неизбежными страданиями и смертью. Для чего их преодолевать? – Чтобы исцелиться и спасти себя для вечной жизни во Христе, став неотъемлемой частью Живоначальной Святой Троицы Единицы. В.С. |