Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

СОФИЯ  21.11.2023 22:06

СОФИЯ –  имя, производное от древнегреческого σοφός /софос/ «умелый (в ремеслах)> смышленый> умный> мудрый> премудрый». «Въ то̀ вре́мѧ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ: и҆сповѣ́даютисѧ (ἐξομολογοῦμαί /экзомологумэ/), ѻ҆́ч҃е (Отче), господи нб҃сѐ (Небесе) и҆ землѝ, якѡ у҆таи́лъ є҆сѝ сїѧ̑ ѿ премудрыхъ (σοφῶν /софон/) и҆ разумныхъ (συνετῶν/синетон/) и҆ ѿкры́лъ є҆сѝ та̑ младе́нцємъ (νηπίοις /непиэс/». В Синодальном переводе Евангелия эта строка звучит иначе: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых (σοφῶν /софон/) и разумных и открыл то младенцам» (От Матфея, 11:25).

Дочери святой мученицы Софии Римской, Вера (Пистис, 12 лет), Надежда (Элпис,10 лет) и Любовь (Агапе, 9 лет) были воспитаны матерью не в книжной мудрости философов, а в Логосе Христе, Слове Божием. Вдовствующая мать София сумела воспитать дочерей в младенческой (νηπίοις /непиэс/) простоте веры в победившего смерть Воскресением Христа.

Евангельское слово младе́нцємъ νηπίοις /непиэс/, переведенное как «младенцы», возводится учеными-этимологами к двум древним корням: νη- «не» (отрицательная приставка) +‎ ἔπος /эпос/ «речь, изречение».  В латыни от этих же корней произошло слово infans «инфант»: in- «не» +‎ fans «говорящий». В славянском языке «изрекаемая речь» ранее называлась «рок», отсюда «пророк, прорицатель», а также ОТРОК – «до времени не имеющий права собственного голоса подросток, младший член семьи». Дочери святой Софии были непиэс-отроковицами: простыми послушными Божьей Воле подростками.

Церковь воспевает дочерей Софии как победивших языческую мудрость века сего: «Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви, Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́вшеся, му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию, и пострада́вше, и победоно́сицы яви́вшеся, венце́м нетле́нным от всех Влады́ки Христа́ увязо́шася». Перевод: «Софии честные священнейшие ветви, Вера, Надежда и Любовь, вы низвели эллинскую мудрость благодатью и, пострадав, стали победоносицами, венцом нетленным от Владыки всех Христа увенчанными».

Изначальная суть Софии, мудрого умения делать верный жизненный выбор, заключается в Страхе Божием, превышающем страх смерти. «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (От Луки, 12:4-7).

 София ведет людей в Небесное Отечество к блаженству вечной любви. «Начало мудрости (σοφίας)– страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. Сын мой! если ты мудр (σοφὸς), то мудр (σοφὸς) для себя и для ближних твоих; и если буен, то один потерпишь» (Книга притчей Соломоновых, 9:10-12).

 Древний корень этого слова воссоздан этимологами в виде *sep- «пробовать на вкус, уметь различать (доброе для восприятия от злого и смертоносного)». К этому же корню возводят латинское sentiō, sentīrе /сентире/ «чувствовать, ощущать»; древненемецкое *sebô «вкус> восприятие> разумение»; санскритское चिन्तन /чинтана/ «мышление»; древнеславянское сѧщь «постигающий (органами чувств)> верно различающий доброе и злое> мудрый». Люди, которые умеют решать мудреные задачи и искусно изготовлять мудреные вещи, в древней Руси назывались «сѧщими» - достигшими вершин умения и постигшими тайны ремесел. Премудрыми называли, прежде всего, блаженных: тех, кто, претерпевая все страдания, достигал вершин душевного покоя во Христе:

«Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость (в оригинале σοφίαν /софиан/), которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши» (От Луки, 21:15).

 В.С.


Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена