Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

АЛГЕБРА  07.08.2020 11:59

АЛГЕБРА – от арабского الْجَبْر‎ /аль-джабр»/, где /аль/ – определенный артикль «алеф», а جَبْر /джабр/ - отглагольное имя существительное, буквально означающее «совмещение сломанных костей», или «вправление вывиха». Еще это слово в средние века переводили как «сдавливание», «принуждение силой к соединению». В арабском языке есть имя собственное جبريل /Джибр Или/, которое соотносят с еврейским именем Архангела: Гавриил. Это имя у библеистов принято переводить как «Победитель Именем Божиим», а у арабских толкователей Корана – как «Слуга Божий». В обоих толкованиях присутствует единый корнесловный образ «принуждение силой», да и написание обоих имен существительных совпадает: جَبْر /джабр/ как в АЛГЕБРА и جبر /джибр/ как в Джибриль. В чем же заключается корнесловное различие АГЛЕБРЫ как «принудительного уравнивания силой мысли» и Архангела Гавриила как «Победителя Силой Божией»? – Различие в источнике силы: АЛГЕБРА «вправляет вывихи» и «уравнивает, совмещая» силой человеческой мысли: во имя и во славу рассуждающего человека. Архангел Гавриил побеждает и служит во Имя и во Славу Божию. АЛГЕБРА и благовестие Архангела Гавриила служат для определения сути видимых вещей, их значения для человека; для вычисления порядка переустройства мира. Только АЛГЕБРА учит перестраивать мир по воле и разумению человеческому, а Архангел Гавриил – по-Божески. Согласно Библии, так продолжится до конца нашего времени: «И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! (в арабском тексте جبرائيل /джибр или/ - тот же корень, что и в АЛГЕБРА) объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать, и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою» (Книга пророка Даниила, 8:16-25). В истории сохранилось имя ученого, который впервые применил этот термин для описанной им науки о решении уравнений: Абу Джафар Муха́ммад ибн Муса́ аль-Хорезми́ (783 — ок. 850). Его именем европейцы также назвали одно из самых распространенных понятий в современной кибернетике (в переводе с греческого «науке управления»): АЛГОРИТМ (ранее писали АЛГОРИФМ, передавая таким образом звучание арабского имени аль-Хорезми). Сохранились письменные источники средних веков, согласно которым современники называли создателя АЛГЕБРЫ и первых АЛГОРИТМОВ аль-Хорезми «аль-маджуси», то есть «маг». Хотя в 13 веке исламская богословская комиссия официально признала мага аль-Хорезми правоверным мусульманином, легенды о магических дарованиях этого наследника персидских зороастрийских жрецов сохраняются до сих пор. Аль-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставлении» («Аль-китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала»), которая сыграла важнейшую роль в истории АЛГЕБРЫ. Рукопись перевода этой книги на английский язык математиком 11 века которую Робертом Честерским ныне хранится хранится в Кембридже. Другой перевод книги был выполнен около 1180 года лидером Толедской школы переводчиков крещеным испанским евреем астрологом Иоанном Севильским (Juan el Sevillano, 1100-1180). С легкой руки этих двух переводчиков книги аль-Хорезми европейская наука обрела термин АЛГЕБРА в значении «наука о восполнении», хотя слово «восполнение» довольно далеко отстоит от первоначального значения арабского «джебр» - «совмещение переломанных костей». У арабского слова جَبْر /джебр/ есть свой древний корень, восстановленный этимологами в виде ج ب ر‎ /j-b-r/ «устраивать, совмещать». В этом корне НЕТ образа «восполнение». Очевидно, европейские переводчики двенадцатого века, переводя АЛГЕБРА как «восполнение», исходили не из значения слова, а из содержания книги аль-Хорезми и его разъяснений этого понятия. Тем не менее, этот далекий от первоначального корнесловного смысла перевод до сих пор кочует по европейским и русским учебникам алгебры, словарям и справочникам. В книге аль-Хорезми слову АЛГЕБРА придается значение «перенесение отрицательного члена из одной части уравнения в другую»: 2-1=1 после переноса выглядит как 2=1+1. Эти переносы объяснялись в первых теоретических частях книги, а в заключительных двух частях решались практические государственные вопросы того, как при их помощи распределять земельные наделы, материальные ресурсы и, главное, как точно разделить богатство умершего между множеством детей от разных жен и других законных наследников разных степеней согласно довольно запутанным правилам исламского Шариата. Интересно, что биографы аль-Хорезми и историки науки указывают, что он заимствовал основные постулаты своей АЛГЕБРЫ как раз у философов из страны «косматого козла» - языческой древней Греции времен Евклида, Платона, Аристотеля и Пифагора. В отличие от языческой Евклидовой АЛГЕБРЫ, безразличной к разумению, то есть различению добра и зла, Библейская АЛГЕБРА Архангела Гавриила учит не уравниванию добра со злом, а разумению Слова Божьего, возвращающего изначальный порядок торжества добра и бесконечной жизни над злом и временной смертью. Древнейшая Божья Алгебра строится на числах, как и более поздняя АЛГЕБРА аль-Хорезми, но ее исчисления не десятеричны, а седьмиричны – в соответствии с порядком Седьмого Дня, длящегося до Второго пришествия Христа: «И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил (в арабском тексте جبرائيل /джибр или/ - тот же корень, что и в АЛГЕБРА) которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Книга пророка Даниила, 9: 20-27). Здесь надо также отметить еще одну величайшую заслугу автора термина АЛГЕБРА аль-Хорезми перед современной цивилизацией. Он первым из тогдашних вычислителей ввел в обиход слово, понятие и знак ЦИФРА, означавшее тогда в переводе с арабского и еврейского языков «нуль», то есть «ничто». Сейчас арабскими цифрами называют все знаки, используемые в вычислениях (1, 2, 3, 4 и т.п.). Изначально же ЦИФРА (в еврейском произношении сефер) означает именно «ничто» и равняется только 0 (нулю). Среди претендентов на наследство умершего могли оказаться те, чья доля после справедливого распределения равнялась именно нулю. Чтобы наглядно доказать это, аль-Хорезми и пользовался своими алгебраическими уравнениями. В живой природе и в настоящей жизни не существует ни равенства между разными цельными вещами-«единицами», ни цифры-нуля. Там, где есть жизнь, равенство и аннигиляция (превращение вещи в абсолютное ничто, по-латински nihil «нуль») невозможны и недостижимы. Даже современная экспериментальная физика с ее мощнейшим энергетическим потенциалом не может и никогда не сможет достичь абсолютного нуля-вакуума ни в пространстве, ни в термодинамике. Не может она и синтезировать две абсолютно одинаковые по весу и размерам единицы материи. Творец жизни никогда и ни в чем не повторяется, поскольку с самого начала жизнь представляет собой неравенство – выход материи из состояния мертвого равновесия и постоянное развитие, нарушающее любые нормы равенства. То, что недостижимо в действительности, вполне возможно в мире условных и договорных иллюзий – в магии. Неравные живые переменные величины вполне могут показаться абсолютно равными, если их при помощи уравнений обратить в цифру нуль, аннигилировать, то есть убить и сделать при помощи смерти неизменными и равными. Арабское слово ЦИФРА ученые возводят к древнему корню ص ف ر /с-ф-р/ «быть пустым». То место, которое казалось пустым в 10-11 веках, сейчас рассматривается как заполненное невидимыми частицами материи. Казалось бы, с открытием полноты молекулярной жизни в кажущейся пустоте, магической АЛГЕБРЕ с ее все обнуляющей пустотой ЦИФРЫ должен прийти конец. В век цифровых технологий все происходит наоборот, потому что магия с ее иллюзиями и искусством выдавать кажущееся за действительное постоянно технически совершенствуется и перевооружается. Корнесловно АЛГЕБРА представляет собой пустоту ЦИФРЫ, которая кажется полнотой жизни – раем на виртуальной земле. Цифровая мощь современной магической АЛГЕБРЫ позволяет ей создавать иллюзию насильственно установленного равенства между всеми «оцифрованными» людьми. Неслучайно шестизарядный револьвер системы Кольт в США времен колонизации «дикого Запада» прозвали великим уравнителем. В тексте Евангелия от древних корней слова АЛГЕБРА также прорастает только имя Архангела Гавриила, благовестие которого предвозвещает возвращение всех изломанных смертным грехом душ в состояние первозданной цельности и единства во Христе Слове Божием. Если магическая АЛГЕБРА язычества стремится привести мир к ЦИФРЕ-нулю, то провозглашаемая Архангелом Гавриилом АЛГЕБРА Спасения направляет развитие мира к безконечности: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (От Луки, 1: 26-32).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена