« НазадБЛАГО 24.01.2017 16:38БЛАГО – согласно предположениям этимологов, возможно, происходит от того же корня, что и белый: *bhelg- «гореть, сиять, блестеть». В древнерусском языке болого – «хорошо, добро» В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Толковые словари определяют благо как «богатство». Есть устойчивое словосочетание «материальные блага», но нет *«духовное благо» - только «духовное богатство». Очевидно, словом БЛАГО изначально в славянской культуре именовали плоды Духа Божия, «Сокровища благих и жизни подателя». Поэтому плеоназм (избыточное наименование вроде «масла масленого») «духовное благо» в русском языке не прижился, а есть только материальные блага – воплощенные в материи плоды Творения. БЛАГИЙ – одно из имен Божиих: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий (ἀγαθέ) ! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же рече ему: что мя глаголеши блага (ἀγαθόν); никтоже благ (ἀγαθὸς), токмо един Бог» (От Марка, 10: 18). В древнегреческом оригинале этого текста на месте слова БЛАГ стоит ἀγαθὸς /агатхос/ , а в латинском bonum/ bonus. Этимологи возводят греческое слово к двум древним корням: 1) *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» - тот же корень, что в слове «мега» породил первую часть ἀγα; 2) корень *dʰheh- «вдохновлять, утверждать» - тот же, что и в русском ДЕЛАТЬ, породил вторую часть, от которой в греческом слове остался только один звук θ (из сочетния /дъх/. В латинском слове-кальке с ἀγαθὸς эти два корня представлены более полно: magnificus /магнификус/ (magn из *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» + fic- из *dʰheh- «делать»). На русской почве корень *m̥ǵh- породил слово МОГУЧИЙ (буквально «тот, что все может»), а от корня *dʰheh- произошли слова ДЕТЬ/ДЕВАТЬ, ДЕЛАТЬ. В «ветвенном родстве с этими словами, по-моему, находится слово ДУХ, которое этимологи возводят к воссозданному ими древнему корню *dʰewh- «исходить от огня, курить(ся)». В сочетании первообразов «могущество, мощь (Творца)» и «вдохновлять, утверждать» рождается единое живое корнесловное представление об истинном БЛАГЕ: «Плод творчества, вдохновенного мощью Духа Истины и благословенного Словом Божиим». В Евангелии, несмотря на то, что «никтоже благ, токмо един Бог», благими могократно именуются те люди, которые действуют по-Божески, творят добро, сохраняя при этом свою чистоту души и праведность: «Разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр (в славянском тексте БЛАГ, в греческом ἀγαθός) ?» (От Мафея, 20:15). «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый (в славянском тексте БЛАГЪ, в греческом ἀγαθὸς)и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (Деяния апостолов, 11:21-24). Следует отметить, что устойчивое употребление в Синодальном переводе Библии на современный русский язык слова ДОБРО вместо БЛАГО и ἀγαθός в исходном славянском и греческом тексте вносит несколько искажает образный смысл. Добрым издревле называли человека, который все делает уместно и своевременно – в соответствии с Волей Божией (ДОБРО восходит к корню *dhabh- - «соответствовать»). Благим же является не только добрый, но и могущественный в Духе Истины делатель - святой, совершающий чудеса Силой Божией. Так, в Евангельской притче о талантах БЛАГИМ Христос называет только того раба, чей талант (мина серебра) принес наибольшую прибыль в десять талантов, то есть наиболее мощного и плодотворного в своем служении Господу. Только этого раба Господь наделил наибольшим могуществом, отобрав талант у лукавого: «Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб (в греческом оригинале εὖγε ἀγαθὲ δοῦλε /евге агафе дуле/, где /евге/ означает «хорошо», /агафе/ - «БЛАГИЙ»)! За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (От Луки, 19:16-26). В.С. |