« НазадБЫТЬ 24.01.2017 16:47БЫТЬ – от двух древних корней: основного *bhu- /бху/ «случаться, происходить» и дополнительного (суффиксального) *tь «течь». Основной корень – тот же, что в русском будущее, былинка «травинка»; в церковнославянском бѣ́ «стало быть»; в санскритском भवति /bhavati/ «становиться (тем, чем станет, когда уже будет)», भावन /bhAvana/ «природа»; в древнегреческом φύσις /фюзис/ «материальный (физический) мир, природа», φυτόν /фитон/ «растение», βοτάνη /ботани/ «трава»; в латинском futurus /футурус/«грядущее, становящееся, будущее». «И речé Бóгъ: да прорасти́т земля́ бы́лiе ( в греческом тексте βοτάνη) травнóе, сѣ́ющее сѣ́мя по рóду и по подóбiю, и дрéво плодови́тое творя́щее плóд, емýже сѣ́мя егó в нéм, по рóду на земли́. И бы́сть тáко» (Бытие, 1:11). В Евангелии от Иоанна прямо говорится о том, что в начале Творения жизнь стала быть в Слове Божием: «В начáлѣ бѣ́ («стало быть»), слóво, и слóво бѣ́ къ Бóгу, и Бóгъ бѣ́ слóво. Сéй бѣ́ искони́ к Бóгу: вся́ тѣ́мъ бы́ша, и без негó ничтóже бы́сть, éже бы́сть. В тóм живóтъ бѣ́, и живóтъ бѣ́ свѣ́тъ человѣ́комъ» (От Иоанна, 1:1-4). Второй, дополнительный корень*tь «течь» - тот же, что и во всех русских глаголах неопределенной формы на –ть (делать, говорить и т.п.), в словах течь, ткач, ток, тесать; в санскитском धावति /dhAvati/ «течь», в древнегреческих τίκτω /тикто/ «произвести на свет, родить», τελέω /телео/ «делать, исполнять». Сочетание двух корнесловных образов «происходить» и «течь» порождает единое представление о бытии как о течении произошедшего на свет: все, что произошло на свет и течет – есть. Прекращение течения означает переход того, что было, в небытие. Жизнь произведенного на свет человека, таким образом, представляет собой путь, по которому он течет вплоть до перехода за пределы бытия. За пределами бытия, то есть прежде него и после него находится вечно сущее – суть сотворенной Богом жизни; то, что есть, стоит, не течет и не изменяется. Сотворенный в Шестой день творения человек, муж и жена, уже есть в своей сути, но в земной жизни его еще не было даже и в начале Седьмого дня: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (в славянском тексте «егда бысть»), когда Господь Бог сотворил землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Бытие, 2:3-6). Человек стал быть, то есть начал течение своей жизни в Седьмой день только после того, как Бог вдунул в его душу Свое дыхание жизни: «И создá Бóгъ человѣ́ка, пéрсть [взéмъ] от земли́, и вдýну в лицé егó дыхáнiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ в дýшу жи́ву» (Бытие, 2:7). Смешение представлений о том, что такое суть и существование души с представлениями о том, что такое временное текущее бытие мира, порождает много противоречий, ересей и ложных верований. Между тем, в Евангелии также указано, что все сущее и существенное вечно, а все бытующее – временно, потому что имеет свои пределы: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( в славянском тексте прéжде мíръ не бы́сть)» (От Иоанна, 17:4-5). В.С. |